Студия «Новая реальность» создана вначале 1950-х при Московском полиграфическом институте художником, педагогом и теоретиком искусства Элием Белютиным. Он, имея широкую преподавательскую практику и будучи последовательным сторонником абстрактного экспрессионизма, успешно привлекал на сторону беспредметного искусства все новых сторонников в Архитектурном, Полиграфическом и Текстильном институтах. К концу 1960-х «Новая реальность» насчитывала около шестисот последователей. Стремление к массовости было осознанной необходимостью. Трудно было выступать против сохраненной сталинской линии в отношении культуры одному, но вместе с «сообщниками» все казалось достижимым. Элий Белютин хотел не столько опрокидывать официальную эстетику, сколько показать возможные параллельные, альтернативные искания. А своей главной целью он ставил создание «Новой академии», разработку новых принципов создания художественного произведения, позволяющих обращаться к человеку на современном, актуальном языке.
Творческий метод студии «Новая реальность»
Уроки в творческом объединении базировались на созданной Элием Белютиным во второй половине 50 годов «теории всеобщей контактности». Свою систему Элий Белютин построил, основываясь на методе педагога, преподавателя Академии Художеств — Павла Петровича Чистякова, хотя для советской идеологии у системы Чистякова была «ошибка»: она разрабатывала идею Георга Гегеля о том, что каждый человек-индивидуальность и эта оригинальность должна реализоваться. А идеей Белютина было создание живописи, очень активно выражающей воздействие окружающей действительности.
Как пишет сам художник, «смысл моей теории в том, что в основу развития искусства положено не формальное развитие его изобразительных средств, а то воздействие действительности, которое художник получает от окружающего мира. Именно это воздействие, или контакт, заставляет художника менять характер своего искусства, и даже понимание, что такое живопись, картина или скульптура. И происходит это по законам контактности. Эти законы основаны на том, что человек под воздействием окружающей его жизни испытывает определенный дискомфорт. Это нарушение внутреннего равновесия — эмоционального, интеллектуального или духовного — человек стремится восстановить для своего нормального существования».
Уникальность школы Белютина заключается не только в методе работы, но также в ее структуре. Художник студии Леонид Рабичев вспоминал, что мастерская становилась площадкой для совместного творчества десятков зрелых творцов, которые постоянно взаимодействовали друг с другом. Они рисовали то правой, то левой рукой, а то и двумя сразу, используя самые разные техники, применяя их с невероятной быстротой. Иногда для раскрепощения творческой энергии Элий Белютин наводил хаос во время штудий: кричал, критиковал произведения, просил намазать холст мылом, а иногда и призывал уничтожить собственное произведение.
Понятно, что в подобных занятиях имело место не столько овладение профессиональными навыками, сколько раскрепощение творческой энергии. Собственно, это было важно по нескольким причинам. Во-первых, освобождение от традиций, во-вторых, воспитание чувства спонтанности творческого акта. Впрочем, подобны штудии характерны для начального этапа развития студии , в целом мэтр тяготел к теории, а самообучение приводило к зарисовкам с натуры, к работе на пленэре, к изучению обнаженной модели (в абрамцевской мастерской). Каждый по своему интерпретировал натуру, но на пути к фантазиям, понимание ее казалось необходимым.
Леонид Рабичев вспоминал: «Занятия по анатомии перемешались с занятиями по композиции. Речь шла об объективном смысловом значении композиционных осей вертикалей, горизонталей и диагоналей на картинной плоскости, при этом оказывалось, что обозначенная гвоздем или краской вертикаль действительно ассоциировалась с состоянием одиночества, тоски, зимы, а изображение, вытянутое по горизонтали, более соответствовало эпическим состояниям радости, весны. Одна и та же модель. Надо было, изменяя ее расположение на листе бумаги, добиваться изменения состояния(лето, осень, тепло, холодно, радость, тоска)».
«Белютинцы»
Живопись многочисленных представителей «Новой реальности» хоть и выглядит стихийной и эмоциональной, однако она не имеет ничего общего с патетикой машинального письма, каждый цвет, форма, способ наложения краски продуманы и имеют свое определенное значение. Метод, использованный в студии, идет из постулата об универсальной значений этих визуальных кодов. Каждый цвет имеет свои психологический импульс и свойства. Форма, линия передают определенную эмоциональную категорию. Белютин оформил эти группы в виде своеобразной «таблицы элементов». Каждый элемент имел положительный или отрицательный эмоциональный заряд и уникальный эстетический вес. Эти элементы являлись графическим отображением того или иного эмоционального состояния. Комбинируясь, они составляют общую картину эмоциональной реакции человека, которая может быть сколь угодно сложна. Символы напоминают автоматическое письмо, линии и круги, которые человек чертит, задумавшись, подсознательно выражают настроение рисующего. Также для полной передачи своих чувств, художники студии «Новая реальность» использовали буйство красок, густую фактуру, прибегали к стилизации композиции и деформации форм. При помощи экспрессии , граничащей с плакатным решением и даже некой наскальной манерой, творцы добивались необычной емкости воздействия возникшего на холсте образа. В картинах художников студии Элия Белютина нет традиционной картинной композиции фигуры удерживаются на плоскости только благодаря равновесию их эмоционального наполнения.
Связи с тем, что Белютинцы вдохновлялись творчеством Василия Кандинского , заслуживает быть отмечено, что цвет был главенствующим в их произведениях. Студийцы огромное внимание уделяли цветовой символике Однако, в их произведениях нет цвета привычного локального скорее оттенки , которые передают всю сложность чувств и страстей , которым охвачены словно соревнующееся в своих душевных выплесках фигуры. Человеческая фигура в картинах художников в большинстве случаях показана как графических знак — линией эмоциональной и нервной, намечается как чувствуется с большой быстротой в один прием. В изображении двух фигур студийцы добиваются передачи внутреннего движения . Герои их полотен ведут невидимые разговоры. В итоге рассмотрения данного аспекта можно сказать что, несмотря на систему на которой было построено обучение в «Новой реальности» и всеобщий коллективизм , индивидуальность в произведениях членов студии брала вверх. Ученики Белютина в своем творчестве нашли индивидуальный и драматический способ переложения на холст окружающего их мира : Наталья Левянт сделала акцент на материализацию цвета; Вера Преображенская выстаивала колорит своих работ согласно ритму; Анатолий Сафокин пришел к необычной организации масс, в произведениях Тамары Тер Гевондян невероятная динамика цвета; отличительная черта Люциана Грибкова — пастозность; Владислав Зубарев с фокусировался на теме непрерывного движения в искусстве.
Творчество «Белютинцев» после изгнания
После разгромной выставки в Манеже, приуроченной к 30-летию московского отделения Союза художников СССР 1962 года ( в результате , которой началась операция «по борьбе с формализмом и абстракционизмом») студия «Новая реальность» перебазировалась в Абрамцево. В обитель «Абрамцевского братства» приезжали кроме Белютинцев также жить и работать художники, у которых не было собственных мастерских. Сезон длился с мая по ноябрь, в конце устраивались отчётные выставки. В 1980-х годах советская культурная политика стала мягче, «Новая реальность» начала активнее выставляться и на родине, и за рубежом . Художники побывали в Лондоне, Варшаве, Париже и других городах. Последняя известная выставка студии состоялась в 1998 году в Орле. В 2014 была произведена попытка создать «Фонд абстрактного искусства» , который занимался исключительно творчеством студийцев . Но к сожалению , в данный момент фонд прекратил свою работу , а творчество членов «Новой реальности» находиться в разных музеях мира и в частных коллекциях.
Продажи нонконформистского искусства на торгах Sotheby’s в Лондоне 1 декабря 2021 года.