Древнегреческие статуи – это классическая и основная форма искусства Древней Греции. Главным способом художественного обобщения в древнегреческой скульптуре стала идеализация. Гармонично развитое тело подразумевало для древних греков и развитое мышление, активную гражданскую позицию. Человеческий облик, возведенный к прекрасной форме, был почти единственной темой греческого искусства. Греки, преклоняясь перед его красотой, создали огромное количество статуй, в которых постигали гармонию телодвижений, пропорций, равновесия человеческого тела. Основные скульпторы древнегреческих статуй: Поликлет, Дорифор, Мирон, Пракситель, Скопас.
Идеализация давала возможность воплотить грекам-ваятелям совершенные формы, в которых они представляли своих богов. Боги всегда изображались обнаженными, их совершенная телесность была образом для подражания гражданам античных полисов.
Гегель говорил: «… в классической форме искусства человеческое тело в его формах уже больше не признается только чувственным существованием, а признается лишь существованием и природным обликом духа».
Искусство Древней Греции отличается радостным, светлым, любопытным отношением к жизни. Мир искусства был радостным светлым миром, как бы бельэтажем человеческого мира, подобным ему, но более совершенным. Как в греческой мифологии рядом со смертными людьми живут похожие на них, но более совершенные олимпийские божества, так и в действительности граждане Эллады постоянно соприкасались с обществом богов и героев, изваянных из мрамора и отлитых из бронзы.
В ходе 25-летнего исследования проведенного командой международных ученых были применены различные технологии и ультрафиолетовый свет к статуям, чтобы проанализировать мельчайшие следы краски на них, а затем воссоздать полихромные версии. Мрамор считался холстом, а не готовым продуктом для скульптуры. Он тщательно отбирался, а затем часто окрашивался в золотой, красный, зеленый, черный, белый и коричневый, и другие цвета. В глаза древнегреческих статуй вставлялись зрачки. Сами статуи раскрашивали в светлые и радостные тона. На фоне голубого неба Эллады все это выглядело очень празднично.
Путаницу ввел Иоганн Иоахим Винкельманн– основоположник современной истории искусства, который в 1764 г. издает два тома, рассказывающих историю древнего искусства, где воспевает белизну классической скульптуры как квинтэссенцию красоты. Цвет в скульптуре по Винкелманну стал означать варварство, поскольку полагалось, что высокие древние греки были слишком утонченными чтобы раскрашивать свое искусство». Винкельманн был европоцентристом, который обесценил искусство других национальных культур.
Плутарх говорит, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Хотя у греков и были специальные здания для хранения картин (пинакотеки), в подавляющей массе произведения искусства вели не музейный образ жизни. Изваяния богов первоначально находились внутри храмов им посвященным, позднее их место нахождение не было столь канонизировано.
«Этот юношеский торс без головы радостнее улыбается свету и весне, чем могли бы это сделать глаза и губы» — Роден об одной из греческих статуй.
Несмотря на огромное количество статуй в Греции, они лишь частично уцелели до нашего времени. Древнегреческие статуи известны нам по римским копиям, которые исполнялись в множестве вариаций, но не передавали красоты оригиналов. Римские копиисты их огрубляли, переводили из бронзы в мрамор уродовали неуклюжими подпорками. Мрамор, который использовали римляне был белый, а греки использовали желтоватый, дающий тающие переходы светотени, создающие эффект, что скульптуры действительно живые.
«Много в природе дивных сил, но сильнее человека нет» — Софокл
В многочисленных статуях, сохранившихся до наших дней, неважно изображается ли там герой мифа, воин, атлет, художник изображает человека. Через человеческое тело постигали меру, открывали ритм и закономерность пропорций. Человек был прообразом мерилом всего сущего, созданного и создаваемого.
Человеческий облик возведенный к прекрасной форме – был единственной темой искусства. Мало интересовала среда или обстановка, сюжетность могла отсутствовать вовсе, запечатленное движение могло быть самоценно.
Хотя основы перспективы были известны греческим художникам, они никогда не растворят человека в толпе или пейзаже, не покажут его в случайном аспекте и не погрузят в тень. Преклонение греков перед красотой и устройством телесного облика человека было настолько велико, что скульпторы мыслили его не иначе как в статуарной законченности, завершенности, позволяющих оценить величавость осанки, гармонию телодвижений.
Искусство портрета было развито в древнегреческих статуи сравнительно слабо. Не было индивидуализации, психологизации образа, характеров. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера, но и в нем словно затаены возможности разнообразных переживаний. Условная «улыбка», чуть приподнятые углы рта — только возможность улыбки, намек на радость бытия.
В основе греческих статуй классический облик:
- Правильный нежный овал;
- Волнистые волосы отведены от лица, обнажая округлую форму черепа.
- Прямой лицевой угол — прямая линия носа продолжает линию лба и образует перпендикуляр линии, проведенной от начала носа до отверстия уха;
- Продолговатый разрез довольно глубоко посаженных глаз;
- Небольшой рот, полные выпуклые губы, верхняя губа тоньше нижней и имеет красивый плавный вырез;
- Подбородок крупный и круглый
Но для современного человека в древнегреческих статуях отсутствует нечто очень привычное – красота неправильного, ассиметричного, придающего индивидуальность, нет преобладания духовного над телесным. Этого не могло быть в древнегреческом искусстве из-за единства тела и духа. Эстетическое сознание должно было пройти стадию их разъединения, дуализма, что случится гораздо позже.