Ямлиханова Елена. Из серии «Тело». 2018.
Инна Пуликова, научный сотрудник Государственного института искусствознания, владелец компании «Арт-бюро» КЛАССИКА»
Оптимистичный сценарий: Внутренний арт- рынок России будет работать, галереи, дилеры, аукционные дома сохранят активность. Вырастет значение интернет-торговли. Процессы закрытия и создания новых галерей будут идти параллельно. Отечественный антиквариат продолжит дорожать, поскольку его уже сейчас мало. Наиболее активные организаторы ярмарок сохранят свои проекты и даже смогут убедить государство в необходимости поддержки. Современные художники, находившиеся вне внимания крупных галерей, оживятся, и, работая без оглядки на правила продвижения на западный рынок, смогут создать действительно значимые произведения. Современное отечественное искусство будут покупать внутри страны, покупателей станет больше, так как деньги в стране будут, а такие покупки это и коллекционирование, и развлечение и возможность снять стресс. Возможна более активная работа художников и галерей по выходу на восточный рынок. От западного арт-рынка Россия будет практически отрезана, что плохо отразится на рынке антиквариата и винтажа, однако товары будут «просачиваться» к конкретным покупателям и к наиболее изобретательным (в смысле логистики) продавцам. Через несколько лет пойдет изменение ситуации к лучшему. Рынок произведений искусства существовал в самые тяжелые исторические периоды, поэтому, если Россия физически сохранится, то искусство будут создавать, покупать и продавать.
Пессимистичный сценарий: В худшем случае – сжимание рынка, закрытие частных галерей и ярмарок, активная эмиграция участников арт-рынка, художественная жизнь внутри страны переходит под контроль государства (не только и не столько для контроля содержания, но для обеспечения выживания художников).
Егор Молчанов. Руководитель сайта Artinvestment.ru
Оптимистичный сценарий: Рассматривая ситуацию развития внутреннего рынка искусства, можно с уверенностью говорить о замкнутости системы. Арт-рынок России закупорился внутри себя – это тенденция останется с нами на долгое время. Далее следуют 2 этапа развития событий: первый – искусство вырастет в цене. Так как до конца непонятно, в чем хранить деньги – валюта и недвижимость не представляются надежным средством на сегодняшний день – искусство может стать элементом сохранения капитала.
Пессимистичный сценарий: Покупательская способность упадет. Но так как глобальные потрясения всегда были значительным толчком для художников к созданию чего-то нового, надеюсь, что нынешние события станут шагом к росту востребованности искусства.
Ксения Подойницына. Основатель Галереи 21 и проекта InArt.
Я выбрала работать с российскими художниками и российским рынком, потому что хотела показать жителям своей страны современное искусство таким, каким оно существует в моих глазах, а также знакомить международное сообщество с российскими акторами. Ситуация действительно беспрецедентная и всё, что абсолютно все участники рынка строили так долго, сейчас находится в подвешенном состоянии, к сожалению.
Это не время пандемии, так как тогда люди сплотились и было ощущение взаимопомощи, была возможность для планирования, было время подумать. Мы придумывали, как встретиться с художником, а как встретиться с коллекционером, в передаче работ было что-то магическое и волшебное.
Как пандемия повлияла на арт-рынок? Читать далее
Сейчас какая-то часть коллекционеров покинула страну, другая в полной растерянности. Мы стараемся идти навстречу, но несмотря на это, многие сделки сорвались: из-за усложнения процесса покупки или из-за неопределенности цен, хотя мы и продаем по спец. курсу. Искусство, как и всегда не было предметом первой необходимости, в такой кризисной ситуации оно может стать необходимым лишь с точки зрения инвестиций с целью защиты капитала.
К чему я совершенно не была готова, так это к cancel culture. Искусство для меня всегда было вне политики, это как часто говорят, зеркало общества, художники, как ученые, делают свои исследования и представляют результаты в формате работ и выставок, где зритель может уловить замысел автора, а может и увидеть новые смыслы. В данной ситуации российский рынок стал еще более локальным и закрытым.
Если обычно в первой половине года можно спланировать тенденции по покупкам искусства, то сейчас мы находимся в ситуации, когда данная тактика просто не будет работать, обстоятельства совсем другие. Поэтому я буду ждать стабилизации ситуации, чтобы посмотреть на неё сверху и начать думать о долгосрочной перспективе, тем более, что ни я, ни мои коллеги на данный момент не собираемся прекращать выставочную деятельность.
Лично я со своей командой ищу ответы, закономерности и перспективы в IT решениях и, благодаря партнеру, который присоединился ко мне в прошлому году, собираюсь упростить процесс погружения в мир искусства, в частности инвестиций в искусство. Сейчас я очень много работаю, как и всегда, но может быть даже больше. Все дело в том, что мы с моим партнером Владимиром запускаем сервис по инвестициям в российское современное искусство. Мы собрали Big Data по современным художникам, их работам и результатам продаж по российскому и мировому арт рынку. Всего получилось: 1,5 млн художников, 7,3 млн работ, 8,2 млн результатов продаж. На основе этих данных мы с помощью алгоритмов и экспертизы строим будущее арт рынка: структурированный, прозрачный и защищенный мир для всех участников, может быть это некий частный уход в виртуальный мир, когда реальный находится в турбулентном состоянии.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал https://t.me/artandyouru