Ксения Подойницына: "Арт-рынку необходим прочный институт коллекционеров"


Ксения Подойницына - владелица галереи 21 и создательница аналитического обзора рынка российского современного искусства InArt.

1

Ксения Подойницына — владелица галереи 21 и создательница аналитического обзора рынка российского современного искусства InArt. Презентация первого аналитического обзора рынка российского современного искусства InArt 2016  прошла в Москве при поддержке компании EY и партнерами проекта — Sotheby’s Россия, The Art Newspaper Russia, Агентством Стратегических Инициатив, Национальным Рейтинговым Агентством.  

Artandyou.ru: Ликвидность художников определяется стабильной статистикой аукционных торгов, но вы приводите данные, по которым за последние 10 лет в западных торгах участвовало менее 240 художников (исключая нонконформистов)  – это не так уж и много, учитывая, что вы выделяете около 1000 современных российских актуальных художников.  Как купить работу так, чтобы ее можно было продать если не дороже, то хотя бы за те же деньги в будущем?

Ксения Подойницына: Хочу начать с того, что искусство входит в группу низко ликвидных активов. Это значит, что предмет искусства непросто быстро перевести в денежный актив. Более того, чем работа дороже, тем сложнее ее реализовать. Для того, чтобы оценить перспективы стоимости работ того или иного художника и, соответственно, возможность сохранить инвестиционный капитал, инвестору необходимо корректно оценить реальную рыночную стоимость работы в конкретный период времени. Для этого можно провести исследование самому, и здесь не обойтись без аналитических исследований, таких как обзор InArt, где представлены выверенные актуальные данные, которые являются результатом анализа  информации по рынку, полученной из первоисточников. Также можно посмотреть информацию, которая есть в публичном доступе или обратиться за помощью к консультантам. Для инвестора, который ориентирован на долгосрочную перспективу с целью получить прибыль, нужна стратегия. Необходимо выбрать концепцию, тип работ, которые планируется собирать, определиться с местом, где будет храниться коллекция. Также важна стратегия продвижения коллекции, будет ли коллекционер делать выставки и программу, участвовать в программах по соответствующей тематике, издавать каталоги работ своей коллекции. Все это работает на формирование устойчивого восприятия коллекции участниками рынка и, соответственно, поддержание на заданном уровне стоимости работ.

Artandyou.ru: То есть сам коллекционер может что-то сделать, чтобы повысить рейтинг, узнаваемость и ценность уже имеющихся в его коллекции работ?

Ксения Подойницына: Конечно. Например, он может представить свою коллекцию публике, может выпустить каталог с текстами уважаемых критиков и историков искусства. В качестве примера могу привести чету Семенихиных, Владимира Сорокина, Стеллу Кесаеву. Это все коллекционеры с большой буквы, которые вносят неоценимый вклад в развитие рынка современного искусства и влияют на его репутацию как в России, так и за рубежом. В том числе представляя возможности развития частных коллекций через форму фондов, где коллекции, как и любой другой актив, находятся под управлением профессионалов.

Artandyou.ru: Настолько большие, что их собрания превосходят во многом то, что могут позволить себе даже такие крупные музеи как Третьяковка…

Ксения Подойницына: Коллекция Семенихиных считается одной из лучших коллекций современного российского искусства. Что касается музеев, то в России есть поддержка современного искусства, например, в ГТГ — Отдел новейших течений, у которого есть постоянная и временные коллекции и экспозиции. Пушкинский музей сейчас работает над проектом Pushkin contemporary, также есть ММСИ и ГЦСИ, которые в меру возможностей пополняют свои коллекции.

Лиза Савина: «Не надо  работать с художниками на эксклюзивных контрактах». Читать далее.

Если вернуться к коллекционерам-инвесторам, то уровень каждой коллекции зависит от стратегии инвестиций. Когда коллекционер готов вложить в коллекцию достаточно внушительные для данной отрасли суммы, например, от 100 тысяч евро, то можно рассмотреть работы авторов первого эшелона, то есть очень известных российских художников, которые котируются и продаются на международных рынках — на вторичном рынке. Ротация работ на мировом рынке является самым большим гарантом того, что цены на работы художника не будут падать. Помимо этого важно выбрать хорошие работы конкретного периода, желательно с историей и каталожными публикациями. Далее необходимо проводить анализ «актуальности» как самого автора, так и приобретенных произведений – к примеру, выставочная, ярмарочная, музейная востребованность в России и в мире. Исходя из этого можно будет прогнозировать рост уровня цен на работы конкретного автора в будущем.

Artandyou.ru: Вы говорите о так называемых «голубых фишках», а что должно произойти, чтобы остальные художники стали более активно представлены на аукционных торгах? Это забота галеристов?

Ксения Подойницына: В том числе, но только отчасти, — галеристов. На самом деле, главная задача галеристов – продавать и следить за уровнем цен, а инструменты, которые они для этого выбирают, могут варьироваться. Российскому арт-рынку необходим в первую очередь прочный институт коллекционеров. Одна из задач проекта InArt — это мониторинг и анализ востребованности российских авторов. Благодаря такому анализу становится возможным прослеживать тренды на российском арт-рынке и выявлять критерии формирования цены. У отечественных коллекционеров не всегда есть понимание и доверие к цене, которые озвучивают дилеры и художники. Почти нет цифр и публикаций в открытом доступе. Я создавала проект для того, чтобы сэкономить время коллекционеров на исследование рынка и его анализ, а также на услуги непрофессиональных арт-консультантов. Помимо этого InArt станет полезным инструментом для всех участников рынка. Я рассчитываю, что с появлением такой аналитической базы увеличится доверие и интерес к современному российскому искусству. Появится возможность видеть реальную динамику цен на работы, интерес к определенным авторам будет становиться более стабильным, лояльность коллекционеров к современному искусству будет расти.

Artandyou.ru: Вы говорите сейчас про рейтинг художников InArt, который планируется опубликовать в ближайшем будущем?

Ксения Подойницына: Помимо аналитического обзора InArt в феврале 2017 будет объявлен рейтинг ТОП-100 российских признанных художников, а также ТОП-100 молодых. Уникальность рейтинга состоит в его методологии, оценке критериев, которые влияют на значимость того или иного автора, а также вовлеченность в оценку нескольких десятков арт-специалистов.

Artandyou.ru: Расскажите подробнее про вашу методологию, потому как в обзоре арт-рынка вы не даете динамики цен на художника, а лишь констатируете тренды рынка и наиболее продаваемых на аукционах русских художников. На основании чего вы будете оценивать перспективность художников в рейтинге?

Ксения Подойницына: В рейтинге планируется оценивать количественные и качественные критерии, которые влияют на значимость художника. Количественные – это все, что связано с цифрами – цены на работы, диапазон цен, динамика. Качественные показатели – это то, что никогда не пытались оценить цифрами: участие художника в галерейных и музейных выставках, наличие работ в важных частных и корпоративных коллекциях, публикации в российских и мировых СМИ и другие критерии.

Artandyou.ru: В рейтинге можно будет посмотреть информацию по всем этим пунктам?

Ксения Подойницына: Методология будет представлена, как это принято в рейтингах любой другой отрасли рынка. Это и есть ноу-хау рейтинга. В анализе будут принимать участие несколько десятков экспертов: директора музеев, галеристы, сами художники и другие эксперты. Мы будем стремиться, чтобы рейтинг получился максимально объективным.

Artandyou.ru: На сегодняшний день существует также российский индекс художников Artinvestment.

Ксения Подойницына: Индекс – это еще один инструмент, и он отличается от рейтинга. В базе Artinvestment практически нет современных актуальных художников. Мы же будем делать два рейтинга  ТОП-100 — по признанным авторам и молодым художникам до 35 лет. Это должно помочь укрепить цены на работы признанных художников, а также разобраться, кто из молодых российских художников является наиболее востребованным.

Artandyou.ru: Кстати, что касается самих художников, ведь помимо галерей, фондов, музеев и коллекционеров, именно они стоят у истоков всего. На что современным российским художникам стоит обратить внимание при построении своей карьеры на арт-рынке, каких ошибок не допустить?

Ксения Подойницына: Я бы сказала, у художника должен быть свой язык, харизма, интересные идеи, качественные работы и сносный характер. Я советую российским художникам быть намного более активными. Нужно уметь оформить свое резюме, говорить на иностранных языках и желательно постоянно совершенствовать свои коммуникационные навыки. Очень важно заявить о себе на международной сцене. Существует множество грантов, премий, резиденций – все это часть работы современного художника.

Artandyou.ru:  То есть художник, сидящий и кропотливо работающий в своей мастерской, остался где-то аж в XIX веке?

Ксения Подойницына: Я считаю, что да. Если взять художников, активно начавших свою карьеру в 1990-х, то их мнение может с моим не совпадать.

Artandyou.ru: Но если художник будет все время и силы тратить на коммуникацию, когда же он будет успевать работать?

Ксения Подойницына: Должен быть баланс.

Artandyou.ru: Коллекционеров также смущает тот факт, что российские художники весьма странно формируют цены на свои работы. Сначала объявляют одну цену, потому понимая, что столько вы платить не собираетесь, цена оказывается в два раза дешевле … Каким образом вы в Галерее 21 формируете цены на работы?

Ксения Подойницына: Во-первых, самое важное условие сотрудничества с художником — цена в галерее и мастерской одинаковая. Это очень важно. Если я узнаю, что начинаются скачки вне галереи – аннулирую контракт. И это, надеюсь, позиция всех галеристов.

Ольга Тобрелутс: «Русское искусство — это сырьевой рынок». Читать далее.

Цены на работы молодых авторов формируются, во-первых, исходя из затрат на продакшн (себестоимость работы) и то, о чем я уже говорила, — анализа его портфолио: в каких выставках, ярмарках, биеннале участвовал, публикации, интервью и так далее. Только что состоялась презентация книги InArt2016 в Вене и кто-то из иностранных журналистов спросил, почему русские молодые художники стоят дороже европейских. Так вот, я с этим не согласна. Работы молодых российских художников одного возраста, выполненные в схожей технике и сопоставимого размера, стоят на порядок дешевле работ западных или азиатских художников. И это объясняется спецификой российского рынка.

Artandyou.ru: А что касается цен, почему все русские художники, даже не очень активно представленные на западе, называют цены в евро?

Ксения Подойницына: Евро – принятая на российском арт-рынке валюта. Соответствует колебаниям рынка и курса.

Продолжая разговор о ценообразовании, что касается признанных авторов, я начала работать с Сергеем Шутовым и Владимиром Архиповым, но там другой инструмент анализа. Используется сравнительный подход, например, анализ аукционных продаж работ авторов. Только после этого можно сравнить продажи работ подобных размеров и техник и показать коллекционеру. Обоснованием может быть наличие, скажем, трех стабильных аналогичных продаж.

Сергей Шутов. Ксения Подойницына
Сергей Шутов. Ковер-гортензия, 2003-2004.

Для этого, в частности, я создавала обзор российского арт-рынка, — чтобы у любого желающего был доступ к информации о структуре российского рынка искусства, какие художники сотрудничают с какими галереями, каковы динамика и объем продаж на аукционах в России и за рубежом, когда был пик или, наоборот, падение продаж, с чем это связано и так далее. Мы включили также интервью известных арт-деятелей, которые высказывают свое мнение о текущей ситуации с высоты своего опыта и специфики деятельности.

Artandyou.ru: Обзор арт-рынка планируется выпускать дважды в год в том формате, в котором он вышел сейчас или что-то будет меняться? Вы упоминаете отдельное исследование по нонконформистам, когда ждать его появления?

Ксения Подойницына: Второе издание обзора российского арт-рынка выйдет в апреле. Оно будет другим: поменяются рубрики, аналитическая платформа, — чтобы читатель постепенно все больше погружался в проблему и получал новую информацию. А обзор по нонконформистам тоже планируется, но не раньше 2018 года.

Artandyou.ru: А когда выйдет рейтинг InArt? Будет ли подписка платная?

Ксения Подойницына: Рейтинг будет представлен в феврале 2017 и подписка на него будет бесплатная. К нему мы также приурочим церемонию награждения ТОП-10 художников.

Artandyou.ru: Значит ли это, что на российской арт-сцене по сути зарождается новая премия в области современного искусства?

Ксения Подойницына: В общем, да. Это будет несколько другой формат, но самый методологически подкованный.

Интервью: Катя Карцева

© 2016 artandyou.ru и авторы