Абстрактный экспрессионизм — аспекты терминологии
Группа художников, известных как абстрактные экспрессионисты, появилась в США после Второй мировой. Можно предположить, что термин «Абстрактный экспрессионизм» характеризуется беспредметными образами, которые эмоционально заряжались личным смыслом автора. Сами художники, однако, отвергали такие характеристики. Они настаивали на том, что их работы не были «абстрактными», а скорее первичными образами, глубоко укорененными в коллективном бессознательном. Их картины не выражали просто эмоции. Они передавали универсальные истины о состоянии человека. Другой термин «Нью-Йоркская школа» предлагает более точное описание группы, хотя многие из художников позднее уже не были связаны с Нью-Йорком, это именно то место, где абстрактный экспрессионизм сформировался как эстетическая форма.
Предпосылки возникновения абстрактного экспрессионизма
Появление абстрактного экспрессионизма в Нью-Йорке, явилось следствием более широкого культурного контекста середины двадцатого века, связанного с переходом лидирующего центра интеллектуальных и художественных инноваций из Европы в США. Значение абстрактного экспрессионизма в истории искусства во многом обусловлено его статусом первого американского художественного течения, завоевавшего международное признание.
Барнет Ньюман, художник, связанный с движением, писал: «Мы почувствовали моральный кризис мира, лежащего в руинах, разрушенного великой депрессией и мировой войной. В этой ситуации невозможно было рисовать цветы, лежащих обнаженных или людей, играющих на виолончели».
Несмотря на то, что искусство представителей Нью-Йоркской школы не было явно политическими, большинство
художников придерживались сильных убеждений, основанных на марксистских идеях социального и экономического равенства. Многие из них испытали влияние американских риджионалистов, таких как Томас Харт Бентон, а также соцреализма мексиканских наставников, в том числе Диего Ривера и Хосе Ороско.
Распространение фашизма в Европе в 1930-е спровоцировало волну художников-иммигрантов, бежавших в США, что дало
американцам более широкий доступ к идеям и практикам европейского модернизма. Возможность прикоснуться к ним была, например, во время обучения у немецкого художника Ханса Хоффмана и Йозефа Альберса, покинувшего Баухаус в 1933 г., чтобы преподавать в экспериментальном колледже Black Mountain в Северной Каролине, а позже в Йельском университете. Это европейское присутствие способствовало распространению кубизмаи методики сюрреалистского автоматического письма.
Философия абстрактного экспрессионизма
В то время как сюрреализм нашел вдохновение в теориях Зигмунда Фрейда, абстрактные экспрессионисты больше ориентировались на труды швейцарского психолога Карла Юнга и его концепцию архетипов, являющихся частью нашего коллективного человеческого опыта. Абстрактные экспрессионисты также увлекались экзистенциализмом, популярным у европейских интеллектуалов, таких как Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр.
Учитывая зверства Второй мировой, идеи экзистенциализма пришлись в пору абстрактным экспрессионистам. Позиция Сартра о том, что действия человека могут дать жизненный смысл, указывала на важность творческого процесса художника. Сама картина в конечном итоге могла стать для художника значимым признаком существования, результатом его борьбы.
Абстрактный экспрессионизм и джаз
Многие абстрактные экспрессионисты находились под влиянием музыки своего времени. Джаз был импровизационным и выразительным, и некоторые художники, включая Джексона Поллока, цитировали слушание музыки, рисуя. Сравнивая свою технику с легендарным трубачом Майлзом Дэвисом, Виллем де Кунинг однажды написал: «Майлз Дэвис сгибает ноты. Он не играет их, он сгибает их. Я гну краску».
Абстрактный экспрессионизм и правительство США
В течение 1950-х годов абстрактный экспрессионизм стал доминирующим художественным течением как в Соединенных Штатах, так и за рубежом. Правительство США поддерживало течение как отражение американской демократии, индивидуализма и культурных достижений, активно продвигая международные выставки абстрактного экспрессионизма как формы политической пропаганды в годы холодной войны.
Источники: MoMA learning, Khan Academy, Met Museum