50 лет назад 15 сентября 1974 состоялась «Бульдозерная выставка». Организованная московскими художниками-нонконформистами в Беляево на пересечении улиц Профсоюзной и Островитянова и называвшаяся Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе, она стала самой громкой публичной выставкой нонконформистского искусства. Название «Бульдозерная» вошло в историю в связи с жестким разгоном выставки спецтехникой. Последовавший за этим международный резонанс вынудил советские власти ослабить давление на неофициальных художников и разрешить им дозировано выставляться в официальных выставочных залах.
Предыстория
Катализатором формирования в СССР нонконформистского искусства считается скандал с экспонированием работ студии «Новая реальность» на выставке «ХХХ лет МОССХ» в декабре 1962 года. Причиной к этому послужила реакция генсека Никиты Хрущева, выступившего с резкой критикой представленного искусства после чего началась кампания против художников, чьи работы не укладывались в принципы социалистического реализма.
«Новая реальность» – название группы художников, руководителем которых являлся живописец Элий Белютин (1925-2012), известный тем, что с конца 1940-х преподавал ученикам по разработанной им системе «Теория всеобщей контактности», представлявшей собой авторскую концепцию развития идей Кандинского и Лентулова.
К 1970-м альтернативная культура была уже сформированным явлением, со своими течениями, группировками и многообразными квартирными выставками. Конфронтация властей с художественным андеграундом все более накалялась: про советских нонконформистов писали в западной прессе, выставки их работ проходили в разных европейских столицах, в то время как на Родине художникам, не вписывающимся в рамки социалистического реализма, не представлялось никакой возможности легально заниматься творческой деятельностью и выставляться. Из воспоминаний коллекционера Александра Глезера:
«Все попытки организовывать выставки кончались одним и тем же: одну выставку в Институте международных отношений закрыли через 45 минут, другую – Олега Целкова в Доме архитектора, через 15 минут. 22 января 1967 года Рабин провел небольшую выставку 12 художников в московском клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов, однако мероприятие продлилось не больше двух часов до разгона сотрудниками КГБ под предлогом запланированного киносеанса. Выставка Эдуарда Зюзина в кафе «Аэлита» продержалась целых три часа. Это был рекорд».
В рамках антидиссидентской кампании с 1970-х гг. проводились аресты, увольнения, принудительное лечение или эмиграция из страны. За полгода до Бульдозерной выставки в январе 1974 г. на западе публикуют «Архипелаг Гулаг», в феврале из страны высылают Александра Солженицына. Выставка на пустыре в Беляево стала апофеозом политического и культурного противостояния.
Первый осенний смотр картин на открытом воздухе
Идея проведения выставки на открытом воздухе пришла в голову Виталию Комару и Александру Меламиду, которые поделились ей с Игорем Мастерковым, сыном Лидии Мастерковой и Сашей Рабиным, сыном Оскара Рабина. Последний еще 1969 году предлагал сделать выставку на открытом воздухе, но тогда художники отказались от этой идеи, чтобы не нарываться на неприятности.
Организаторы Комар и Меламид обратились в городской отдел профсоюза работников культуры с просьбой провести «Первый осенний смотр картин на открытом воздухе». Ответ не содержал в себе ни очевидного разрешения, ни запрета. В СССР не было законов, запрещающих художественные выставки на открытом воздухе. Как вспоминает Владимир Агамов-Тупицын Немухин и Рабин встречались с коллегами на предмет их участия в показе работ или чтобы заручиться их присутствием на пустыре в качестве зрителей. Встречи из соображений конспирации происходили в метро. На одной из таких встреч от участия в выставке отказался будущий лидер московского концептуализма Илья Кабаков.
В выставке приняли участие 11 человек: Александр Комар, Виталий Меламид, Оскар Рабин, Александр Рабин (сын Оскара), Надежда Эльская (ученица Оскара Рабина), Борух Штейнберг, Лидия Мастеркова, Игорь Холин (сын Лидии), из Ленинграда приехали Евгений Рухин и Юрий Жарких. Имена были напечатаны на печатной машинке в пригласительном, где также первоначально значилась фамилия Брусиловского, но была зачеркнута и от руки вписан Игорь Холин (сын Лидии).
Когда 15 сентября художники пришли в назначенное место их поджидали «озеленители» в штатском, милиция, грузовики с торчащими из кузовов саженцами и другая спецтехника. Кроме художников к месту выставки подтягивались и зрители, количество которых по разным оценкам достигало 300-700 человек. Художники начали устанавливать работы несмотря на информацию о запланированном озеленении.
Последовавшее дальше назовут «диким символом своего времени» [Машанская Л. 2009], «немым памятником эпохи застоя» [Унксова М. 2005, С. 78], – пришедшие на пустырь люди начали ломать работы и бить тех, кто оказывал сопротивление. Потасовка заняла достаточное большое пространство, и очевидцы впоследствии высказывали разные детали произошедшего. Одна из самых известных выставок в истории России оказалась и самой запутанной с точки зрения восстановления последовательности цепочки событий, которые были или не были на самом деле. В последствии многие художники приписывали себе участие в бульдозерной выставке.
Международный скандал
Отчасти эта акция была также и провокацией. Сперва у художников даже была идея устроить выставку на Красной площади, но по совету Рабина мероприятие перенесли в безлюдное место на окраине города. Комар и Меламид понимали рискованность затеи и оповестили о выставке всех знакомых им западных журналистов. Разгон выставки вызвал большой международный резонанс. Об этом событии рассказывали в “The New-York Times”, “BBC”, “Times”, “Le Monde”, “Baltimore Sun”. Пострадали не только художники, но и некоторые западные журналисты, в частности фотограф агентства The Press Associated.
Не желая ухудшать и без того сомнительный имидж в глазах международной общественности советская власть отступила, предложив художникам-авангардистам 29 сентября 1974 г., то есть менее чем через 2 недели после Бульдозерной выставки, официально и безцензурно, правда всего на несколько часов, выставить свои работы в рамках «Второго осеннего смотра картин на открытом воздухе» в Измайловском парке. В выставке приняло участие 65 человек. За 4 часа выставку успело посмотреть более 10 000 зрителей. «Советский Вудсток» – назвали иностранные СМИ столпотворение в Измайлово по аналогии с рок-фестивалем, прошедшем в 1969 г. на одной из ферм маленького города в США, который несмотря на информационное, общественное и политическое давление посетило более 500 тыс. человек. В 1975 г. при Объединенном городском комитете художников-графиков экстренно организуется секция живописи с выставочным залом на Малой Грузинской улице 28. По воспоминаниям Виктора Агамова-Тупицына: «стратегия властей предусматривала не только ликвидацию неофициального искусства как социального феномена, но и установление контроля над альтернативными художниками, используя механизм «Горкома» или других подобных институций».
Значение Бульдозерной выставки
Значение Бульдозерной выставки состоит «в открытии более перспективного экспозиционного поля, то есть эфира» [Деготь Е. 2004, С.156], когда у художников появилась возможность коммуникации с массовым зрителем и право на выставочную деятельность. «Ни художников, ни зрителей не устраивала больше ситуация «подполья» [Флорковская А.К., 2016, С. 240—247]. Эта художественная акция также и «первый и самый значительный коллективный перформанс, с которого можно вести отчет нашего современного искусства» [Федоров-Рошаль М., Боде М. 2004 С.13]. В итоге «институцией нового искусства стало открытое пространство текста, информации и медиа, чем и воспользовались концептуалисты 1970-х – 80-х» [Джанян Л., 2011, С. 115].
Время после Бульдозерной выставки считается расцветом квартирных выставок. В 1970-е-80е гг. «казалось, что «наши» есть везде!» [Федоров-Рошаль М., Боде М., С. 31].
«В 1975-1976 года проходят целые серии «квартирников», цель которых – уже не просто показать последние работы друзьям, а отстоять у государства права на свободное творчество, попытки не только добиться разрешенных выставок, но и привлечения большого количества зрителей (более 150 художников участвовало в выставках на разных квартирах, куда шел беспрерывный поток людей)». [Лебедева Ю., 2005, С. 2]
В подготовке материала использованы источники:
- Агамов-Тупицын В. Бульдозерная выставка. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014
- Деготь Е. История русского искусства. Кн. 3: Русское искусство ХХ века. М., 2002 С. 156
- Джанян Л. Бульдозерная выставка: «Коммуникация по поводу свободы» (Современный дискурс) / Теория и практика общественного развития, 2011, №8, С.114-116.
- Машанская Л. Анатолий Брусиловский, Фотографии // Анатолий Брусиловский пантеон русского авангарда. М., 2009. С. 9
- Саркисян О., Лебедева Ю. Квартирные выставки. 1956—1979 / Музейный центр РГГУ; музей «Другое искусство». Москва: РГГУ, 2005.
- Унксова М. О Жене Рухине по личным воспоминаниям и свидетельствам современников // «Минувших дней опальная чреда…» Художник Евгений Рухин и его время. Спб., 2005, С. 78
- Уральский М. Немухинские диалоги (портрет художника в интерьере) М. 1999 г., С. 82
- Федоров-Рошаль М., Боде М. «Потом стало не так страшно»/ Искусство, 2004, №4, С.13
- Флорковская А.К. Неофициальное искусство 1970-х: возникновение живописной секции московского горкома графиков // Обсерватория культуры. 2016. Т. 1. № 2. С. 240—247.