С ростом объемов международного арт-рынка, возобновившегося после кризиса, дилеры и аукционные дома следуют в Дубаи в поиске новых покупателей и художников.
Правда арт-рынка заключается в том, что богатейшие нации всегда задают тон, регулируя мировые вкусы, открывая путь новым звездам и устанавливая тренды, которым арт-рынок может следовать еще долгие годы вперед.
По этой логике – и кажущимся нескончаемым экономическим ростом Ближнего Востока – Дэмиэн Херстом 2020 года станет художник, говорящий на языке Фарси. По крайней мере, кажется, ставку на это делают ключевые игроки арт-индустрии, наращивая свое присутствие в регионе. По аналогии с бешеным ростом китайского рынка современного искусства, обусловленного в целом растущей экономикой, искусство и покупатели Ближнего Востока могут превратиться в следующее ошеломляющее явление.
Когда Christie’s открыл свой офис в Дубаи в 2005 году, то согласно бизнес планам там ожидалось продать на общую сумму $30 млн. в период между 2006-2009 годами. Но уже через 18 месяцев Christie’s заработал в два раза больше – $63 млн. Безусловно, большей частью благодаря торговле ювелирными украшениями и часами, но судьба лотов арабского, индийского и иранского современного искусства также превзошла первоначальные прогнозы.
Если уж на то пошло, некоторые игроки ожидают на Ближнем Востоке даже более сильного рынка искусства, чем в Китае, поскольку большинство арт-инициатив – будь то относительно местных художников или импорта западного искусства – исходит там непосредственно от правительства и королевских семей.
Так, в Абу-Даби планируют потратить $50 млн. на закупку коллекции для своего «Лувра». Действительно, в то время как Франции понадобились столетия, чтобы создать свой Лувр, правительство Абу-Даби поставило себе куда более сжатые сроки – 5 музеев за 10 лет:
Гуггенхайм Абу-Даби. На 450 тыс. квадратных метров планируется разместить самый крупный филиал Гуггенхайма в мире. Строительные работы стартовали в 2009 году. Лувр Абу-Даби, который планирует открыть свои двери в 2012 году. На его строительство планируется потратить $108 млн., не считая еще дополнительных $550 млн. за использование бренда «Лувр» и возможности брать в аренду искусство из этого музея. Центр исполнительских искусств Абу-Даби с количество 6,300 посадочных мест, что чуть менее чем в два раза меньше, чем в Metropolitan Opera House в Нью-Йорке. Открытие планируется на 2018 год. Национальный музей по проекту Нормана Фостера планируется открыть в 2012 году. Музей подводного мира, чье открытие назначено на 2017 год. Шейх Хамад бин Калифа аль Тани из Катара в настоящее время активно занят покупками, чтобы наполнить коллекции всех этих музеев.
Международная арт-индустрия, безусловно, ставит большие ставки на данный регион. Среди прочих, британский коллекционер и галерист Чарльз Саатчи собирается открыть в ОАЭ филиал своей галереи, общаясь с потенциальными партнерами и собираясь запустить арабо-язычную версию своего сайта. Действительно, всего 4 миллиона людей данного региона в буквальном смысле сидят на более, чем 10% всех мировых запасов нефти, и являются свидетелями самого обширного строительного бума в мире.
В случае если Ближний Восток и его коллекционеры действительно станут движущей силой на мировой арт-рынке, заняв на этом поприще место американцев, торговцы искусством и отчасти художники должны будут задуматься о том, какие традиции существуют в искусстве Ближнего Востока и какие стили живописи предпочитают местные жители.
Если обратиться к эстетике искусства Ближнего Востока, то там запрещено изображение животных и людей в качестве основной темы художественного произведения. В том числе, портрет. Поскольку данные изображения могут рассматриваться как идолопоклонство. В то время, как популярными являются работы, отражающие историю региона. Частично в силу влияния римской и византийской культур, искусство региона тяготеет к узорчатым орнаментам, геометрическим формам и ярким цветам.
Безусловно, хотя западные галереи начинают устраивать выставки современного искусства художников с Ближнего Востока, сами западные коллекционеры с недоверием относятся к этому искусству. Большинство местных художников не известны за пределами Ближнего Востока. «Люди всегда спрашивают меня, в какое искусство я собираюсь инвестировать следующим», говорит Говард Фарбер ведущий коллекционер китайского искусства из Нью-Йорка, чья последняя продажа на аукционе составила $4 млн. (в 1995 году данная работа была приобретена им за $25.000). Арабское и Иранское искусство «замечательные жанры» — говорит он, но «я не могу соревноваться с нефтяными миллиардерами».
Текст: Долганова Екатерина
© 2011 artandyou.ru и автор