Кураторы выставки Михаил Миндлин, Ирина Горлова предлагают зрителю погрузиться в ирреальное пространство фантастических иллюзий, прекрасных или ужасных сновидений, вымышленных миров и потусторонних «цивилизаций». Именно мистификация по их мнению является одной из доминирующих художественных практик последнего столетия.
Барбара Крюгер, Дэмиен Херст, Тони Мателли, Вим Дельвуа, Джордж Кондо, Пол Маккарти, Тони Оурслер, Ясумаса Моримура, Кейичи Танаами, Питер Соул, Билл Виола, Эрвин Вурм и Джоэл-Питер Уиткин предстанут на выставке своими работами, объединенными темой «мистификаций».
Несмотря на безусловную разность художественных приемов и форм, все представленные произведения демонстрируют мистифицированную реальность современного мира, продолжая традиции дадаизма, сюрреализма, концептуализма, симуляционизма в художественных практиках XXI столетия.
Барбара Крюгер работает с образами масс-медиа в технике монтажа, соединяя заимствованные из различных источников фотографии с провокативными текстами. В работе «Стыдись этого, осуждай это» она создает напряженный, близкий к коллажам сюрреалистов и художников круга дада абсурдистский образ, восходящий по своей эстетике к работам русских конструктивистов.
Вим Дельвуа в работах «Перекошенный грузовик…» создает деформированные машины из архитектурных элементов средневековых готических соборов. При этом корпуса автомобилей, выполненные из ажурной полированной нержавеющей стали, искажены, как при взгляде через оптическое стекло, или как отражение в кривом зеркале. Таким образом, создается иллюзия прекрасного, но деформированного мира грез и зазеркалья.
Пол Маккарти в работе «Кухонный набор» включает парадоксальные объекты в новую систему нелинейной гармонии, создавая безумный ряд ситуаций со
случайными предметами. Автор сознательно разрушает все наши представления о существовании естественных причинно-следственных взаимоотношений в нашей материальной цивилизации.
Дэмиен Хёрст в диптихе «Клаустрофобия/Агорафобия» представляет металлические шкафы, наполненные рядами висящих противогазов. Издалека они производят впечатление коллекции гигантских жуков, а при приближении возникает ощущение тревоги, вызванное предчувствием опасности заражения воздуха. Автор мистифицирует реальность, манипулируя противоречивой природой человеческих фобий.