Рисование человека, — есть вершина мастерства художника. Как изучение высшей математики можно начать только после усвоения школьного курса алгебры и геометрии, так и рисованием человека можно заниматься с должной серьезностью и пользой только на завершающем этапе художественного образования. Рисование человека окажется явно непосильной задачей для всех, кто еще не овладел вполне изобразительной грамотой и не приобрел прочных технических навыков в рисовании с натуры. Преждевременный, без соответствующей подготовки, переход к изображению человека не только не приносит пользы, но и развивает поверхностное, несерьезное отношение к сложному процессу рисования живой натуры.
Все рисунки обыкновенно начинают с правильно и хорошо расположенного на бумаге абриса в самых общих, простых контурах – абриса того, что рисуют. Это требуется основным положением нашего дела – стараться рисовать все сразу, идти от общего к частному , а потому на плоскости рисунка необходимо быстро сделать в контуре, то должно в образе своем реально соответствовать изображаемому. Быстрое общее построение даст возможность сравнить его с натурой и проверить в отношении пропорций, движения, характера и т.д. С этой целью и делается быстрый абрис того, что рисуют.
Затем абрис должен быть заполнен объемной формой, для чего надо в самых общих тональностях расположить на рисунке поверхности, получающие прямые лучи света и не получающие их. Это, между прочим, должно быть сделано и потому, что светлое, белое всегда кажется больше темного, черного. (Из двух совершенно равных квадратов черный кажется меньше белого; фигура, одетая в черное, кажется тоньше, нежели если ее одеть в белое). Так, для того, чтобы безошибочно сравнивать рисунок с моделью, чтобы создать условия для наиболее безошибочного сравнения рисунка с моделью, надо заполнить контур объемом. Это непременно надо сделать еще и потому, что существо рисунка состоит в построении образа предмета на плоскости объемной формой и, значит, с самого начала до последнего момента создания рисунка мы должны иметь эту форму, хотя бы и в самых общих определениях, на плоскости рисунка.
Обыкновенно все рисующие в процессе создания реалистического рисунка тоном идут этим путем, то есть, нанося быстрый общий контур, общими тональностями строят в нем большую форму. Построив и сверив этот абрис с объемной формой, вносят в него детали, не забывая главного правила: что ни одна часть рисунка, ни одна деталь не должна иметь единоличного, отдельного значения, а жить только в связи со всеми другими и с общим. В каждый момент рисования надо иметь в виду: а как в данный момент то, что мы рисуем, то есть размер, характер, связано с общим и относится к другим подобным и к общему?
Всегда надо рисовать формой, начинать с обобщенной формы и потом доводить ее до живого образа. Например, вы рисуете предплечье. Форма от локтя до запястья это есть цилиндр-конус – конус от локтя и цилиндр к запястью. Это при рисовании предплечья надо все время иметь в виду и идти от более толстой и постепенно суживающейся половины к более тонкой и сплющенной, а не круглоцилиндрической половине, доводя все более и более до живой формы предплечья с мышцами и костями. Необходимо все время чувствовать эту форму, ею руководствоваться, но изображать в конце концов живое предплечье и его живые формы. Ни в коем случае не следует копировать пятна света и тени. Это совершенно неправильный прием, потому что пятно есть случайное расположение света на предмете и при перемене положения предмета по отношению к источнику света пятно изменится, форма же постоянна, и глаз рисующего должен уметь строить ее на плоскости графическим путем. Когда рисунок намечен в контурах и по общей форме, его можно проверить в пропорциях меркой. Измеряют обыкновенно какой-нибудь прямой палочкой. Держа палочку в вытянутой руке, надо стараться, чтобы она все время была в вертикальном положении при измерении по вертикали, сверху вниз. При измерении же в горизонтальном направлении надо держать палочку горизонтально и в плоскости, перпендикулярной к лучу зрения рисующего. Ни в каком случае не следует рисовать по мерке, так как одной из целей упражнений рисующего является развитие глазомера и рисование по чувству, воспитание этого чувства, а не механическое расчерчивание.
В вопросе изучения пластической анатомии при рисовании человеческой фигуры надо иметь в виду, что знание анатомии важно постольку, поскольку оно облегчает понимание и восприятие форм тела. Поэтому пластическую анатомию не столько важно знать теоретически, сколько в рисунке. Для изображения человеческой головы важно знать в рисунке череп: нужно постоянно рисовать череп человека, потому что костями черепа, и почти только ими, и у худых, и у полных, и у молодых, и у старых людей определяется форма головы и лица. Здесь, кстати, я хочу еще сказать, что при упражнении в рисовании важно делать и по натуре и по памяти кратковременные (пяти-десятиминутные) наброски и упражняться в создании композиционных рисунков как на заданные, так и на свободно выбранные темы. Начать такие композиции можно с однофигурных задач, — например, конькобежец или уличный зевака, — а потом переходить к более сложным многофигурным. И в подобных случаях, то есть при набросках и в композициях однофигурных и многофигурных, следует пользоваться этими стадиями рисования.
Почему? Потому что и здесь, как и в других случаях искусства, создание пластического образа исходит из пластического чувства художника. Этот образ и рождающее его чувство и должны быть как можно быстрее запечатлены на плоскости рисунка, чему и служит быстрый, в обобщенных и упрощенных линиях, контур. Это первый этап. А так как существо и средство искусства – пластическая форма, то немедленно надо заполнить контур этой формой. Это второй этап. И так в нашем деле мы идем во всем от общего к частному и все берем в отношениях, то именно и нужно создать только все в общем и только потом вносить в него отношениями детали. Это третий этап. Этот порядок распространяется и на мертвую натуру, и на пейзаж, и на портрет, и вообще на все передаваемое изоискусством.
При изображении одетых фигур надо стремится к тому, чтобы платье, костюм сидели соответственно формам тела фигуры, и потому детали костюма, складки платья должны быть увязаны с формой тела и не врезаться в мышцы и кости фигуры или же отставать от них на неподходящее расстояние.
Рисование человека, начиная с абриса и во все следующие моменты вплоть до окончания, должно все время руководствоваться формой и тем, как она определяется светом в пространстве. Только рисуя формой и тоном, можно воспитать свое художественное чувство в целях создания реалистического рисунка и овладения им.