Многопрофильная выставка «Импортозамещение в реставрационных материалах и технологиях. Сохранение объектов культурного наследия» 24-26 ноября прошла в ЦСИ «Винзавод». В рамках мероприятия проведены круглый стол «Инвесторы и меценаты в сохранении объектов культурного наследия» и пленарная сессия «Сохранение объектов культурного наследия как новых точек для притяжения туризма», где среди разнообразия тем обсуждалась реставрация памятников архитектуры средствами частных инвесторов.
В ходе пленарной сессии был не раз отмечен запрос на проекты по восстановлению исторических мест в городе. Софья Троценко, основатель Центра современного искусства «Винзавод», обратила внимание, что сама выставка проходит в комплексе, однажды сменившем свою первоначальную функцию. В начале двадцать тысяч квадратных метров разнообразных зданий от XIX века до последних советских построек было трудно осмыслить как единое целое. Сейчас проекту уже 15 лет, а концепция пространства, приспособленного под нужды широкой аудитории, до сих пор оправдывает себя. Комплекс стал частью культурной жизни города вместо когда-то заброшенной промзоны.
Вернуть Центральный телеграф горожанам стало целью и для девелоперской компании “VOS’HOD”. В рамках выставки представители девелоперской компании VOS’HOD и проектного бюро APEX впервые рассказали о том, каким будет обновленное Здание Центрального Телеграфа, которому скоро исполнится 100 лет. Объект 1927 года обретет былую значимость, откроет двери для прохода на крышу с общественным пространством и видом на город, пустит во двор, ранее бывший техническим, где будут проходить самые разные мероприятия, откроются рестораны и кафе. Концепция разработана архитектурным бюро David Chipperfiled Architects.
Марина Руднева, председатель совета директоров компании отметила, что подобная работа с ОКН (объектами культурного наследия) – это то, что может отличать от других участников рынка, но это безусловно скорее меценатская деятельность. В ходе мероприятий не раз поднимался вопрос о природе современного меценатства.
Даниил Баранов, куратор внешних связей Департамента архитектуры Инженерной академии в Российском Университете Дружбы Народов, начал свою речь модератора круглого стола с того, что в России существуют порядка двухсот тысяч объектов культурного наследия. При таком объеме участия государства оказывается недостаточно – необходимо привлечение частного капитала, но это пока еще новый опыт и для государства, и для инвесторов.
Образ мецената не всегда соотносится в умах общественности с представлениями о девелопменте и получением выгоды от проекта, которая, как подчеркивалось в течение дискуссии, не так уж велика и редко покрывает расходы, связанные с восстановлением памятника архитектуры. Это касается не только денежных ресурсов, но и трудовых. Кроме того, имеется тонкая грань между консервацией и музеефикацией и полной заменой подлинного, исторического духа памятника условным «новоделом».
В ходе круглого стола GR-директор девелоперской компании “Sminex” Самира Левшина рассказала об опыте работы c усадьбой Орлово-Давыдовское 1886 года постройки. Объект находится в километре от Садового кольца и состоит из четырех корпусов. Последний десяток лет ансамбль находился в запустении и несколько раз выставлялся на торги. В 2017 году был выкуплен вместе с прилегающей территорией – природно-парковым комплекс площадью в 2 гектара. В первый день выставки буквально на глазах посетителей велась реставрация смальтовой мозаики с иконографическим изображением святой Ольги, украшавшей фронтон одного из зданий. Самира характеризует работу над объектом как «воплощение осознанного и увлеченного подхода к сохранности истории и наследия»:
Инвестиция в памятники культурного наследия и есть меценатство, поскольку носит более эмоциональный, чем рациональный подход. Затраты средств и времени, бизнес-эффект неизвестны в начале этого пути.
Самира Левшина
Спикер выделила два подхода к сохранению ОКН. Первый из них – музеефикация – сохранение в виде, максимально приближенном к первозданному. Тема «музеефикации» и ее невозможности в условиях живого, динамичного города неоднократно обсуждалась в течение всей выставки разными участниками. Самира также обозначила второй путь для восстановления памятников архитектуры, более приближенный к современному пониманию жизни города – придание новой востребованной функции:
–– Нам как девелоперам ближе второй подход. Он позволяет найти баланс между задачей сохранения истории и экономической целесообразностью.
Вернуть объект к его прежней жизни, когда ансамбль играл роль городской больницы, по мнению девелоперской компании, оказалось невозможным. Медицинское учреждение имеет ряд требований, из-за которых пришлось бы перестраивать некоторые здания усадьбы. Жилая функция показалась более щадящей и была согласована с Департаментом культурного наследия города Москвы.
Проект весьма затратный с точки зрения как экономики, так и труда. Например, были установлены порядка семисот свай для создания новых фундаментов для сохранения исторических объемов, а также проводилась исследовательская работа с архивными материалами. Так, исходя из найденных документов, планируется воссоздать липовую аллею, ведущую к одному из корпусов. В целом, парку вернут облик приусадебной приватности.
Однако спикер отметила, что усадьба будет передана одному владельцу, корпуса не будут делить между несколькими собственниками. Тем не менее, по действующему законодательству необходимо определить возможность доступа на территорию памятника. Работы будут завершены к концу следующего года, и возможно будет организовано мероприятие открытия ансамбля.
В этом контексте интересен опыт компании “Pioneer”. Нечасто застройщик занимается восстановлением памятников архитектуры далеко за пределами Садового кольца, например, в Свиблово. Еще реже ОКН оказываются вписанными в жилой комплекс. Директор проекта «ЖК LIFE-Ботанический сад» Сергей Богдановский рассказал об опыте восстановления объектов бывшей суконной фабрики 1822 года постройки.
–– Родилась такая концепция, где стоящие далеко друг от друга жилые дома образуют городскую площадь и доминантой этого двора становится каланча. В 2019 году мы завершили внешнюю реставрацию корпуса, где ранее размещалась машина Берта, с изменением функции для повседневного использования объекта как детского сада. В 2022 году мы ввели в эксплуатацию каланчу, которую планируется использовать в качестве коммерческого объекта. Она будет точкой притяжения для посетителей парка Яузы. К этим объектам обеспечен свободный проход, ЖК не обнесен забором.
Тем не менее спикер отметил, что реставрация подобных объектов не несет инвестиционной пользы для девелопера. Они имеют иную ценность – чувство общей причастности к месту проживания и истории города, что особенно важно для жителей за пределами ЦАО. Такой опыт Сергей назвал «безусловно положительным» для компании. Впрочем, были и сложности, связанные с самим процессом строительства и реставрации.
–– Изначальные сроки, которые прописаны в охранных обязательствах, не всегда бьются со сроками реализации основного проекта. Понятно, что сложно себе представить восстановленный объект культурного наследия, находящийся в центре строительной площадки. Приходится подстраиваться и выполнять сначала мероприятия по сохранению, противоаварийные. Приспособление объекта под новые функции происходит уже на последнем этапе, когда идет процесс заселения в ЖК. С 2021 года работает детский сад на 120 детей и ищется арендатор для размещения бизнеса в каланче.
Сергей Богдановский также обратил внимание на важность приспособления ОКН под новые функции на примере использования корпуса под нужды детского сада.
–– Невозможно поддерживать в рабочем состоянии объект, если он не несет функцию, в нем должно быть что-то размещено. Содержание ОКН – это огромные деньги. Город или Департамент образования не взял бы его на содержание. С государственным финансированием, с учетом стоимости места в детском саду это невозможно.
В зале раздался вопрос о причине наличия с двух сторон исторического корпуса пристроек 20-30х годов. Также проект критиковался с точки зрения несоответствия объемов корпусов ЖК и исторических зданий. Так спикер указал на такие не менее важные проблемы как сообразность предметов охраны и профессионализм девелоперских компаний:
–– Часть монолитного перекрытия была внесена в предмет охраны. В итоге эта некоторого рода эклектика была сохранена. Всегда приходится идти на некоторые компромиссы. Как девелоперы – мы не профессионалы в этой области, доверяем и Департаменту, и проектировщикам, которые предлагают концепции, устраивающие всех.
Светлана Малевич, архитектор-реставратор компании «Брусника», подчеркнула значимость соотношения памятника и среды вокруг него и рассказала об опыте редевелопмента территории бывшей золотосплавочной лаборатории в Екатеринбурге, между литературным кварталом и набережной городского пруда.
–– Исторические кварталы в центре города – это среда сосредоточения смыслов, экономики, социальной жизни. Надо понимать, что мы не просто сохраняем наследство, но работаем с будущим города. Современный город постиндустриальный. Часто встречается ситуация, где реставрация идет по пути музеефикации, консервации. Музей имеет место быть в центре города, но весь город не может быть музеем. Архитектура на наш взгляд не может не иметь функции. Необходима социальная и экономическая нагрузка. Эту идею мы воплотили в нашем проекте. В нашей задумке – это лобби с множеством функций для всего города в самом его центре, место притяжения туристов и встреч горожан для работы и отдыха.
Спикер указала на самые распространенные сложности, связанные с работой с ОКН:
–– Часто ОКН ждет своего инвестора, но не дожидается. В работе с историческими зданиями действует очень жесткое для девелоперов законодательство. Реализует ли существующая документация ценности современного города? Часто нормы соблюдаются, но пространство становится лишь насмешкой над наследием культуры. Регламент не может решить проблему вкуса архитектора.
Далее Светлана указала на проблему несоответствия образа девелопера и его целей:
–– Девелопер воспринимается как хищник, который хочет налететь и все разрушить. Мы считаем иначе. Как только у девелопера появляется право собственности на земельный участок или здание, он сразу заинтересован в развитии этой территории, рассматривает ее как инвестиционный проект, хочет, чтобы территория жила и участвовала в жизни города. Самое главное – у девелопера есть ресурс. Девелопер – такой же участник процесса, как и городское сообщество, как и муниципальные власти.
Важность наличия финансовых ресурсов отметила и Анна Фурсова, руководитель проекта BEL Development. В реконструкцию деревянной усадьбы А.А. Петрово-Соловово-М.А. Шиллер площадью 420 м2 было вложено около 180 млн рублей. В XX веке объект сменил множество владельцев, а затем и вовсе, по сути, оказался бесхозным. Внутри отреставрированного объекта заработает ресторан в начале следующего года. Анна подчеркнула, что именно строительство ЖК «Долгоруковская 25» дало ресурс для восстановления ОКН.
–– Это абсолютно не про деньги. Никакой прибыли с подобных объектов нет. Затраты обычно в два-два с половиной раза превышают новое строительство. Необходимо вместе искать варианты, выгодные всем сторонам. Например, освоение прилегающей территории, что на ней можно позволить.
Уникальность понятия русской усадьбы и особенности жизни в подобных объектах подчеркнул Алявдин Виссарион, президент национального фонда «Возрождение русской усадьбы» и исполнительный директор Ассоциации владельцев исторических усадеб.
–– Жизнь с наследием, в усадьбе, приводит владельцев к тому, что они проводят сами экскурсии, приглашают туристов, как показывает опыт членов ассоциации. Это творческое, интимное отношение к подлинности, которые заключают в себе данные объекты. У памятника должен быть заботливый хозяин. Памятник – существо деликатное. Без денег и инвестора погибнет. Чем быстрее мы научимся их передавать в частные руки, тем больше шансов, что мы их спасем.
Виссарион отметил, что подобные инициативы по содержанию такого объекта редко становятся выгодными.
–– Называть наших владельцев усадеб инвесторами – это кощунственно. Они меценаты. У нас только несколько человек в ассоциации начали получать небольшой доход от своих владений. Остальные мечтают выйти в ноль хотя бы, чтобы просто достойно содержать свои владения. Обременения не пугают. Это же интерес к антиквариату и искусству, к старине. Инвестора помимо материальной стороны интересует подлинность объекта, он берет уникальную вещь.
Григорий Мудров, почетный реставратор Москвы и профессор МАРХИ, высказал менее популярную для участников круглого стола точку зрения.
–– Девелопмент для памятников – это худший из врагов. Памятник превращается в товар. Существуют движения во всем мире против коммерциализации наследия. Где нет этики, там рождаются новоделы, рождается неправда. Следующие поколения считают, что эта неправда и есть правда. Этика – это центральная проблема реставрации. Путь решения самый простой – бескорыстность. Она возможна не в девелопменте, а в меценатстве. Правда в нашей экономической ситуации это почти невозможно. Государственно-частное партнерство – это некий идеал, но он почти нереализуем. Есть второй вариант – государственно-общественное партнерство, которое реализуется во всем мире и дает гораздо большие патриотические всходы.
Марианна Петренко, руководитель и основатель архитектурного бюро «Marianna Petrenko», не согласилась отчасти с жесткой позицией Григория по поводу девелоперов.
–– У нас есть прекрасный опыт работы как с частными инвесторами… Практически 100% объектов являются некоммерческими из тех, с которыми мы работали. Они становятся точками притяжения для горожан и гостей города. Это вложение не только денег, но и души, что должно быть максимально поддержано. Если даже в объект заводят коммерческую функцию, то пока вложения окупятся, пройдут без преувеличения десятки, а то и полсотни лет. Затраты на реставрационные работы и приспособление ОКН к современному назначению – это затраты гораздо большие, чем новое строительство, обычно в три и более раз. Сотни миллионов рублей могут никогда не отбиться. Если мы будем рассматривать частного инвестора, то любой из них становится меценатом в таких условиях.
Однако кое-что Марианна действительно подметила в разговоре о подлинности и правде, которую нужно передавать в будущее.
–– Здесь вопрос даже не в инвесторах и меценатах, а в законодательстве и существующей реставрационной школе. Мало внимания уделяется консервации, памятник воссоздается так, будто его вчера построили. Это грань, с которой нужно уметь работать. Будущие поколения должны осознавать, что они находятся не в новоделе, а в ОКН.
Также руководитель архитектурного бюро поделилась информацией о текущем проекте по реставрации Химической лаборатории Императорского Московского технического училища. Здание получит функцию студенческого кампуса. Из общих планов на будущее Марианна отметила следующее:
–– Хочется стать первым и лучшим архитектурным бюро в России, которое будет заниматься ОКН, а именно мы специализируемся на усадьбах и исторических особняках. У нас получается однозначно. Пусть даже реализация одного проекта занимает не менее двух-трех лет. Начинало бюро работать с дизайном и архитектурой, постепенно стала интересна работа с памятниками архитектуры, потому что вот такой я энергичный шизоид, искренне болеющий за сохранение наследия. Все идет от чистого желания работать с этой эстетикой. Мы показываем, как именно можно работать с ОКН, показываем, что есть интерес к ним среди инвесторов, показываем, как можно развивать такие объекты и придавать им новую функцию.
Вход на выставку свободный, по регистрации на www.сохранениенаследия.рф Там же опубликовано расписание
мероприятий деловой программы и профессиональных мастер-классов.