Паспарту – это плотное обрамление для изображения. Оно защищает лицевую сторону работы спереди и поддерживает сзади. Паспарту применяется главным образом для работ на бумажной основе: фотографии, гравюр, акварелей, рисунков.
Материал паспорту различается по текстуре поверхности, цвету и форме, но следите за тем, чтобы он был химически нейтральным и не содержал лингина. При изготовлении некоторых паспорту могли применяться химические вещества, которые могут оказаться вредными для произведения искусства. Самым распространенным и недорогим материалом, который используется при изготовлении музейных паспорту, является хлопковый пух. Прежде чем поместить работу в паспорту, советуйтесь с багетчиками или галеристами.
Паспорту применяется для того, чтобы бумага не соприкасалась со стеклом. Нижнее паспорту всегда делается более глубоким, чтобы придать объем. Гравюра или другой материал зажимается между задней подложкой и передней частью, в которой вырезано «окно» для изображения. Считается, что для фотографий лучше подходит двойное паспарту: оно гарантирует, что светочувствительный слой не будет соприкасаться со стеклом при увеличении влажности воздуха. Двойное паспарту также желательно для рисунков, выполненных углем, карандашом и пастелью, потому что их легко задеть и испачкать.
Поля паспорту. В рамах с паспарту рама должна контрастировать паспарту, то есть если паспорту широкая, то рама должна быть узкой. Широкие паспорту фокусируют взгляд на картине, узкие же отвлекают. Оформление небольшой работы рамой с широким паспорту придает работе больше значимости и фокусирует внимание. Гравюры или фотографии нуждаются в пространстве около себя, поэтому паспорту не должно быть слишком узким. Поля не только подчеркивают значимость произведения, но также выделяют его среди других художественных работ или предметов обстановки. Это особенно важно, если на картине отображены крупные образы или она передает движение. Слишком широкие поля тоже не есть хорошо, так как произведение может потеряться, но лучше ошибиться в сторону более широких полей, чем более узких.
Пропорции. Для квадратной работы нижнее поле делают шире боковых и верхнего. Для вертикального формата верхнее поле должно быть шире боковых, для горизонтального – боковые щире верхнего. Соотношение сторон прямоугольника 1:1,62, соответствующее принципу золотого сечения, считается самым гармоничным для глаза со времен греческого математика Евклида и до сих пор используется архитекторами.
Цвет паспорту должен быть нейтральным. Музеи обычно используют паспорту белого или светлого тонов, что более традиционно, поскольку делает акцент на картине. Тем не менее, некоторые работы смотрятся лучше с цветными паспорту. Темные паспорту лучше смотрятся на светлых стенах, в то время как светлые – на темных. И все же с цветными паспорту лучше не перебарщивать. Если вы хотите использовать цветное паспорту, убедитесь, что оно подходит к картине, а не к цвету мебели в комнате. Земляные тона хорошо подходят для пейзажей, синие – для марин, пастельные – для пастелей, яркие – для ярких работ.
Стекло. Обычная толщина стекла, которое используется для картин с паспарту – 2 мм, но если работа очень большая или длинная то, чтобы ее не перекосило, может потребоваться более толстое стекло – до 3 мм.
Там, где неизбежны блики или яркое освещение, лучше всего использовать противобликовое стекло или другой аналогичный производный материал. Его главная функция – минимизировать блики от искусственного, солнечного и отраженного света. Однако следует помнить, что противобликовое стекло делает изображение слегка расплывчатым. Чтобы свет, падающий из противоположного окна, не создавал на стекле бликов, можно также попробовать немного приподнять основание работы, поместив между картиной и стеной кусочек пробки. Даже небольшой наклон может привести к хорошему результату.
Оргстекло – акриловое (прексиглас, люцит) или карбонатное – отфильтровывает вредные для картин ультрафиолетовые лучи. Оно легче стекла и не такое хрупкое. Но для фотографий, рисунков карандашом, углем или пастелью желательно использовать обычное стекло, поскольку оргстекло может наэлектризоваться и частично притянуть к себе бумагу. Оно же способно сделать липким светочувствительный слой фотографий.
Клей. Если вы хотите вставить работу в паспорту самостоятельно, учтите, что клеевые спреи для прикрепления произведений к подложкам не используются. Со временем обычный, неспециальный клей высыхает, и работа отрывается от основы; он также может обесцвечивать или окрашивать произведения. Лучше всего использовать рисовый клей, или клей из пшеничного крахмала, или специальную тканую клеевую ленту. Клеевую ленту достаточно прикрепить вдоль верхнего края работы, зафиксировать картину, но позволив ей увеличиваться в размерах при повышенной влажности воздуха.
Работы, оформленные в рамы с паспарту должны располагаться отдельно от работ в просто рамах.