Искусство как актив: возможности для инвестирования в турбулентное время


Лидеры рынка обсудили привлекательность инвестиций в искусство на Форуме Креативного Бизнеса в Санкт-Петербурге

Арт-рынок России

В рамках Форума Креативного Бизнеса в Санкт-Петербурге 15-го июня Ассоциация Галерей провела дискуссию «Искусство как актив: возможности для инвестирования в турбулентное время». Среди приглашенных спикеров: Анастасия Тараданкина (коллегия адвокатов Delcredere), Дмитрий Брейтенбихер (Private Banking и «Привилегия» ВТБ), Юлия Петрова (музей Русского импрессионизма), Ксения Подойницына (InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna), Владимир Шабасон ( IT-компания Self Soft Production), Полина Аскери (галерея ASKERY GALLERY),
Дмитрий Ханкин ( галерея «Триумф»). Модератор дискуссии: Алина Крюкова (галерейный проект a-s-t-r-a). Спикеры обсудили инвестиционную привлекательность современного российского искусства: с какими трудностями сталкиваются инвесторы в этой сфере, какие существуют регуляторы и игроки рынка.

Владимир Шабасон  (IT-компания Self Soft Production): “У нас сейчас на вкладах лежит около 40 триллионов рублей, приблизительно на инвестиционных счетах лежит более 12 триллионов рублей, по оценкам российских специалистов — от 6 триллионов и по оценкам ай-пи адресов, которые были сняты при покупке криптовалют, — около 16 триллионов рублей. Российские инвесторы (где-то приблизительно 12% от всего населения — 17 млн человек) внесли деньги в инвестиционный объект под названием крипта. То есть у нас около 80-100 триллионов рублей находится в активном инвестиционном обороте там, где люди сами физически вкладывают деньги для того, чтобы положить их и получить некий доход. По официальным оценкам рынка, который сейчас есть в сегменте искусства, — это около 20 миллионов долларов. Теперь давайте представим, сколько % готовы вкладывать в альтернативные инвестиции. Если мы возьмем цифру 5 % даже — это 5 триллионов рублей, возьмем 2%, то — 2 триллиона рублей, возьмем даже 1% — 1 триллион рублей. Мы видим, что глубина рынка просто колоссальная.”

Российские коллекционеры и арт-рынок под санкциями. Читать далее.


Анастасия Тараданкина (партнер юридическая компания Delcredere): “В рамках покупки современного искусства нет необходимости проводить сложные экспертизы: обычно есть гарантия от галереи, и можно получить объект искусства от живого автора, что сильно снижает риски получения неподлинного произведения. Поэтому для современного российского искусства открываются перспективы.”

Дмитрий Брейтенбихер (старший вице-президент, руководитель Private Banking и «Привилегии» ВТБ): “Клиенты ищут возможности для альтернативного инвестирования с прогнозируемой доходностью. Безусловно, у арт-рынка есть своя специфика, связанная с необходимостью проведения детальной экспертизы; пониманием, что это за художник, в какой период жизни выполнена работа, какой у нее провенанс и т.д. Это не совсем банковская история, поэтому мы напрямую сотрудничаем с рядом партнеров, в том числе и галереями, крупными государственными музеями, которые помогают формировать коллекцию и прицельно инвестировать, чтобы в долгой перспективе приумножить вложенные средства.”

Ксения Подойницына (InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna): “Помимо галерейной деятельности я занимаюсь аналитикой рынка, так как для подтверждения цены произведения нужны достоверные данные. С прошлого года благодаря приходу нового партнера, я могу говорить о выходе на новый уровень, о новом сервисе InvestArt, который создан для инвестиций в российское современное искусство c использованием machine learning и BIG DATA. Основные задачи проекта: показать современных профессиональных художников, сколько они стоят, покупать/продавать работы и со временем их переоценивать, так как мы смотрим на заслуги художника во времени. Мы хотим предоставить возможность инвесторам задать сумму, риск, к которому он готов, и продолжительность, минимум среднесрочную. Этот проект станет одним из этапов построения прозрачного рынка — одной из ключевых стратегических задач Ассоциации Галерей.”

Дмитрий Ханкин (сооснователь галереи «Триумф»): “Коллекционер – это работа творческая, потому что инвестиции в искусство – это не только деньги, но и знания, интеллект, эмоции, страсть, то есть всё то, что делает искусство искусством.”