Н. Рерих о том, что такое великое искусство


Художник, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель — список амплуа Николая Рериха бесконечен. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева.

1

«Великое искусство ведет нас к осознанию подлинных ценностей жизни. По невежеству своему люди думают, что, умножая материальные блага, мы тем самым становимся лучше и решаем все неотложные проблемы. Но мы хорошо знаем, что богатство без направляющего света мудрости и доброты становится опасным, так же как один интеллект без света высшего «Я» не сделает человека лучше. Искус­ство, лишенное искры высшего, может быть декоративным, иллюстративным, но в нем будет отсутствовать качество вдохновения, способность трогать души и переживать века. Магия же великого искусства заключается в присущей ему жизненности, в том, что оно живет своей собственной индивидуальной жизнью, которая делает нас своего рода участниками ее таинства. Магия великих произведений искусства — это магия высшего осознания, высшего вопло­щения и высшего переживания. И чем дольше мы нахо­димся под этим особым воздействием, тем больше подда­емся его очарованию, тем глубже становится наше пони­мание, ибо нам открываются все более широкие горизон­ты и новые смыслы.

Когда художник творит, он делает это исходя из своих собственных внутренних ресурсов. Он имеет дело и борется лишь с самим собой. Искусство является результатом пре­одоления себя, победы над самим собой, что же касается средств, находящихся в распоряжении художника, то они в значительной степени остаются такими же, какими были тысячелетия тому назад. И художник, который вызывает к жизни и творит красоту, уподобляется великим благодете­лям человечества — тем, что привносит в нашу жизнь кра­соту, учит людей видеть ее и делать частью своего бытия.

Начиная осознавать Прекрасное, мы меняем свое от­ношение к прежним своим взглядам и привычкам. Мы за­мечаем красоту в тех сферах жизни, где раньше даже и не подозревали о ее существовании. Мы начинаем осознавать новые возможности и новые смыслы и научаемся отказы­ваться от безобразного и окружать себя прекрасным. Чело­век, чьи глаза и сердце закрыты к восприятию красоты, никогда не станет великим реформатором, а его слова ни­когда не будут действенны, подобно великому откровению. Если красота — это истина, а истина — это красота, то тогда мы имеем готовое мерило, которое никогда нас не подведет и не обманет.

Если жизнь с такими усилиями и в таких муках стре­мится к Прекрасному, если вся борьба, труды и страдания принимаются во имя сотворения более совершенного типа, более гармоничных пропорций, более точного равновесия между составляющими элементами, то разве не должны и мы — существа, наделенные сознанием и понимающие, что им наделено и все окружающее нас, — так же стремиться к Прекрасному, способствуя усилиям эволюционных сил?

Те, кто делает это, кто привносит красоту в нашу жизнь и открывает нам глаза на все более и более возвпшенную красоту, поистине благословенны — они вносят свой вклад в великую задачу развития более совершенного человече­ства, созидания более совершенной жизни».