Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Арт фаст-фуд. Очерки морфологии современного искусства

wang guangyi

Иногда говорят «пища для ума», странное конечно выражение, но если мыслить таким образным языком,  то, то, что мы имеем в пространствах галерей сегодня, на мой взгляд, самый настоящий фастфуд. Пришел себе, если вдруг приспичило вкусить чего-нибудь с приставкой АРТ, на какой-нибудь из раскрученных творческих кластеров, пробежался по галереям, ушел – тут и времени много не надо, это же не Русский музей и не Национальная Галерея, и вроде свой культурный паек получил, галочку поставил.  Дело даже не в том, что экспозиция меньше. Вот в Третьяковке на Крымском Валу сначала подолгу стоишь у единственной работы Пиросмани, пока дойдешь до Дайнеки — незаметно и вечность пройдет, а как только миновал последний рубеж искусства, к которому можно отнести, раз уж заговорили в таком ключе, определение мозговое гурмэ – Франциско Инфанте, бежишь к выходу сломя голову. Может оно и от усталости конечно, но желания задержаться на какое-то время или прийти отдельно, ни разу не появлялось – как-то все очень пресно и не выразительно, как бы не доказывали обратное.   Тоже самое в МоМа – как только  Уорхола с Раушенбергом прошел,  ты, конечно, будешь честно досматривать до конца (не зря ж за билет столько заплатил), но мысли уже будут только о том, что пора  бы поторапливаться к выходу.   Или вот следишь в Интернете за арт-группой Война, вроде даже нравится, вроде «вкусно», но проходит неделя, и уже в-принципе забыл, как бигмак – сколько не ешь, через полчаса опять есть охота – подавайте новенькое. Эль Греко умер полтысячелетия назад, а то, что он создал, до сих пор будоражит, и никто его переплюнуть или затмить не может. Если хотите, современное искусство по большей части, создано для арт-обжор, а не для эстетов. Так и в обычной жизни, смысл качественной гастрономической кухни понимают не все, дешевые суши на каждом углу. Так и в искусстве – современное искусство ходят смотреть многие, потому что модно, потому что все ходят, а в настоящий музей большинство людей силой не затянешь – скучно это для них, пафосно и не понятно.   Если бы искусство было гастрономией, то поход в Мишленовский ресторан – это Пушкинский, это Прадо, но это по особым случаям, а время от времени можно заскочить перекусить в «мак дак». Все знаем, что отрава, но все равно иногда, частенько, когда никто не видит, заходим.