Сергей Совков (1972 г.р.) — меткий наблюдатель и философ повседневности. Социальная тема – сцены из жизни современного общества, иллюстрирующие ценности новой России — одна из ведущих в творчестве многих российских художников. Свои сюжеты Совков подсматривает на улицах города и в тесной квартире, во дворе и на лестничной площадке. Разработал и работает в уникальной живописной манере “di vetro”, напоминающей готические витражи.
Добрый день, Сергей. Расскажите о вашей технике Di Vetro.
Это получилось случайно. У меня была картина с пионами. Я просто решил их «порубить» таким образом.
Потом я эту картину привез в Италию и там мне одна художница, которая занимается поп-артом, Roxy in the Box, посоветовала: «А попробуй взять какую-то современную тематику и решить ее в этой манере». Мне это показалось интересным и, вернувшись домой, я сделал «Несвятую троицу», впервые осознанно применив эту манеру.
В ваших картинах часто встречаются социальные истории, будни молодежи и так далее. Вы об этом пишите, потому что на ваш взгляд эти проблемы сегодня актуальны?
Мне трудно сказать, насколько они актуальны, они мне просто самому интересны. Я живу в молодом городе Тольятти, где средний возраст жителей 35 лет. Плюс, я работаю в Университете и вокруг меня много молодых людей. Мне их жизнь интересна. Но вообще, это лишь одна из тем, которые меня интересуют.
А как сама молодежь реагирует на ваши работы?
«О круто, круто!» — обычно вот так. Мне нравится за этим наблюдать на своих выставках. Хотя вообще-то я во многом посмеиваюсь над самоуверенной, наивной молодежью. И в тоже время заряжаюсь их силой, энергией, радостью.
Как вы подходите к выбору сюжетов?
Наркоман из «Завтра не будет» — это сюжет из реальной жизни. Однажды, будучи студентом, мне пришлось пожить, окунувшись в эту среду. Хозяин квартиры, в которой я временно жил, был наркоманом и мне пришлось это все два месяца наблюдать. Так вот этот матрац полосатый он там на самом деле был. Самое ценное в этой картине для меня – это цветовое решение. Через цвет я попытался ту атмосферу передать. На самом деле она была невыносимая.
Боюсь предположить, что наркоманы и молодежь на лестничных клетках не пользуются бешеным спросом у Тольяттинских покупателей живописи …
В Тольятти у меня уже лет 5 ничего не покупали. Вообще. Даже цветы. Город, в котором даже нет своего музея. Город с почти миллионом жителей. Есть одна Государственная Тольяттинская картинная галерея. И вот они «Наркомана» как раз купили. Тогда проходил конкурс ежегодный Картина года (правда сейчас этот конкурс уже свернули) и в рамках этого конкурса картина не взяла никаких мест, но меня просто отвели в сторону и без публики и сказали: «Мы хотим у вас ее купить». Никто на нее публично не обратил внимания и не объявил, что ее берут. Я не знаю с чем это связано. Как и в любом городе у нас есть Союз Художников и свои заслуженные художники, на чье мнение в основном опираются. Галерея в том числе. Я всегда в стороне находился от всего этого.
Как западная публика реагирует на ваши картины?
Я всего лишь два раза участвовал в европейских выставках. Однажды был приглашен в голландскую галерею в городе Гронинген. И в Мюнхене меня тоже пригласили поучаствовать в выставке. Этой весной немцы обещают сделать персоналку. В целом хорошо реагируют. Как правило, все спрашивают «Как вы там в России?», «Что у вас там происходит?». Я думаю информации достоверной также мало у них, как и у нас. Все на личном общении строится.
Интервью: Катя Карцева.