В московской галерее Ruarts до 1 декабря проходит персональная выставка скульптора Айдына Зейналова – «Грезы океана». Проект, первоначально продиктованный страстью художника к морской аквариумистике и растущим осознанием масштабов загрязнения мирового океана, превратился в футуристический прогноз. Наш обозреватель Елена Рубинова обсудила с художником, чем обусловлено его пристальное внимание к теме воды, почему предпочитает работать с бронзой и как ему видится место скульптуры в современном искусстве в свете нынешних трансформаций.
Елена Рубинова: Насколько я знаю, для вас это далеко не первый опыт сотрудничества с галереей RuArts, но нынешняя экспозиция целиком посвящена теме океана, экологии, антропогенному влиянию. Чем обусловлена такая тематика?
Айдын Зейналов: Мы действительно сотрудничаем с Ruarts уже в третий раз – три года назад прошла выставка «Наблюдатель», а чуть раньше, в 2017 году, мы делали ироничную и немного шутливую «Swim and Dream», которая тоже была связана с морской тематикой. На самом деле, тема воды возникла в моих работах еще в институте – тогда я создал скульптурную серию «Пловцы».
Я размышлял о том, что мы рождаемся из воды, в жизни существуют множество поговорок, связанных со стихией воды, и даже мы сами, как утверждают ученые, состоим на 80% из воды. Новый проект, хотя тематически и продолжает предыдущий, но все же это две разные истории. Серия «Человек разумный», которая легла в основу выставки «Грезы океана» родилась не столько из экологической проблематики, сколько из моего давнего интереса к аквариумнистике.
Получается, что увлечение переросло в мощную творческую тему?
Айдын Зейналов: На самом деле, морской аквариум, а тем более такой большой, который расположен в моем доме – 8 тонн морской воды с различными обитателями — это сложная биохимическая станция, требующая плотного мониторинга многих параметров. Приобретая всех этих беспозвоночных и сотни рыб, ты волей-неволей изучаешь специфику их обитания. Я не один год этим занимаюсь, и так или иначе сталкивался с какими-то экологическими сюжетами. Это не только изменения климата, но и прямое антропогенное воздействие: количество мусора часто лишает живые организмы возможности размножаться и развиваться. Тема родилась из процесса изучения морских обитателей, условий их жизни и информационных сюжетов, касающихся экологических аспектов. С самого начала моего увлечения, мне очень хотелось найти способы изображения этого природного мира. Таких сочетаний цветов как у морских рыб, я не видел ни на одном полотне. Для меня это — произведения искусства, данные нам от Бога. Я попытался взглянуть на современный подводный мир не только с точки зрения экологических проблем, но и эстетически. К примеру, пластиковые пакеты в толще воды, особенно в движении, напомнили мне античные складки. На земле они – что-то грязное и смятое. В невесомости же все оживает, пакет обретает формы, точно это драпировка на полотнах мастеров Эпохи Возрождения.
Как долго вызревала эта серия работ?
Айдын Зейналов: Это все новые работы, созданные за последние полтора года. Но на самом деле, первая композиция «Голова Аполлона», родилась в 2021 году. Потом я на какое-то время сделал паузу. Мне казалось, что на фоне глобальных изменений и драматических событий данная тема будет не актуальна, но спустя несколько лет я вернулся к работе. Всего в экспозицию вошло почти сто предметов, многие из них являются частью пространственных инсталляций, которых на выставке около 30.
бронза, патина, литье
Термин «скульптура» больше не относится к ограниченной категории конкретной творческой деятельности. Скорее, это вид искусства, который продолжает, переопределяет себя. Как вы видите трансформацию изнутри своей профессии? Как это отразилось в вашем творчестве?
Айдын Зейналов: Изменения, которые мы наблюдаем – мгновения по сравнению с многовековой историей скульптуры, будь то первобытное время и Древний Восток — Древний Египет и Месопотамия. И при этом скульптура всегда была глубоко концептуальна, сложна по философии и по психологическому воздействию. А каково было влияние этого искусства! Современное искусство, в том виде, в каком мы его знаем, насчитывает немногим более ста лет. Конечно, это отражение реальности, возможно, для кого-то новое слово, но я лично не могу противопоставить сто лет десяти тысячам. Давать характеристику тому, что происходит сейчас в современном искусстве, я бы тоже не торопился. Это дело будущего.
бронза, патина, литье
Как вы относитесь к скульптурам, созданным с помощью 3D? Новые технологии скорее помогают или мешают профессиональному художнику?
Айдын Зейналов: Примитивные вещи станут поточными и более доступными, это факт. Мы не можем отменить технологии. Может ли 3D моделирование заменить скульптуру? Может ли это быть равновесно рукодельному произведению? Конечно же, нет. Чем больше будут развиваться технологии, тем более дорогой и эксклюзивной будет работа мастера, создающего искусство своими руками. Потому, что за мастерством стоит многовековой опыт создания скульптуры.
Немецкий философ Мартин Хайдеггер в своем эссе «Искусство и пространство» (1969) пишет, в частности, о том, что «скульптура есть овладение пространством, достижение господства над ним». Вы бы согласились с таким определением?
Айдын Зейналов: Мне очень близок этот философ. Когда в 2011 году я создал Фонд поддержки науки и образования «ИНТЕР –ЭССЕ», я взял в название одно из основополагающих понятий Хайдеггера inter esse, что означает “быть в сути”. Я думаю, что в любом философском изречении заключена драматургия, оно должно пробуждать мысль. Скульптура не может завоевывать пространство, да даже и архитектура этого не делает – мы же видим, люди строят здания, но приходит ураган и сносит дома как щепки. Хайдеггер, я думаю, имел в виду эмоциональную составляющую, когда произведение не подавляется пространством, а раскрывается и живет в нем. Например, у Джакометти все его удивительные скульптуры с идущими, словно тающими людьми, — это как раз очень тонкое пластическое выражение давления времени, пространства. Возвращаясь к вопросу о 3D скульптуре. Людям же не нужна скульптура для выживания – ни богатым, ни бедным. Нужны машины, транспорт, одежда, еда.
Самое ценное в искусстве — это эмоция, энергия. Это то, что ни одна технология, ни один робот не смогут привнести в скульптуру.
За плечами у вас классическая академическая школа, и живя и работая в Италии, вы остались верны реалистической школе. Что вам дал «итальянский период»?
Айдын Зейналов: Довольно долгий период моей жизни – пятнадцать лет, когда я в основном жил и работал во Флоренции — дал мне понимание, что там по-прежнему хотят видеть классические формы. Дело в том, что современное искусство, бурно развивавшееся на Западе, в том числе в Италии, прервало традицию. Классической академической школы в художественном образовании нет ни в Милане, ни в Риме, ни в Лондоне. Такие понятия как натянутость линий, плотность формы, анатомичность почти забыты. Я же все это знаю со времен обучения в лицее. Когда ко мне обратились с идеей установить памятник Верди, мне показали конкурсные работы – кто-то принес цилиндр, были еще какие-то абстрактные формы. Но мне сказали: «Мы хотим видеть Верди – его улыбку, морщины».
в Монтекатини-Терме (Италия)
Как это отражается на западном арт-рынке? Недавно я прочитала курьезную историю, что сотрудник нидерландского музея LAM случайно выбросил работу французского художника Александра Лаве, приняв ее за мусор. Арт-объект представляет собой две помятые алюминиевые банки из-под пива, которые художник расписал вручную акриловыми красками.
Айдын Зейналов: Арт-рынок никто не отменял. Многие художники лоббируют свой интерес – так как это их способ заработка и выживания. Сложно продать бронзовую скульптуру, мраморную, но еще сложнее продать скульптуру из мусора. Конечно, коллекционер может купить скульптуру из картона в угоду моде, но построить на картоне, пластике или мусоре значимое собрание вряд ли сможет.
Несмотря на все изменения и новые возможности, вы в основном работаете в бронзе. Почему именно в этом материале?
Айдын Зейналов: Под дерево или под камень ты обязательно должен каким-то образом подстраиваться. В этих материалах не может быть больших разрывов или кардинально объемных фигур, перетекающих через какой-то тонкий элемент. То есть это все невозможно с точки зрения физики в данных материалах. В бронзе же – бесконечная свобода, она прекрасно обрабатывается, податлива, пластична.
Мне нравится, что на бронзе остаются отпечатки пальцев, и она вечная.
Если дерево не хранить в музее, оно превратится в труху. Камень под дождем и снегом начинает меняться и трансформироваться, а бронза абсолютно не подвержена времени и воздействиям.
В ваших бронзовых скульптурах много цвета. Как получилось, что вы поставили себе задачу вернуть цвет в скульптуру?
Айдын Зейналов: На самом деле, это всего лишь заимствование из классических периодов – из той же Греции, Египта. Сегодня мало, кто помнит, но античная скульптура была в основном цветная. Даже если она не раскрашивалась, то создавалась из разных цветов мрамора. Я впервые ввел цвет в свои работы лет десять назад. В детстве я жил на Ближнем Востоке, а затем часто бывал там. Один раз, я попал на аукцион ковров. Меня изумила вся эта история – фактура, пересчет узелков, переливы по свету и против света, и я подумал, как же можно красиво слепить ковер. Это же целая сказка! Стал думать, как это все оживить. А кроме того, я давно интересуюсь персидской миниатюрой и хорошо знаю ее образность – сцены охоты, антилопы, кони. В итоге я скомбинировал ковер с персидской миниатюрой, но поначалу работы «ковровой серии» были монохромные, пока в какой-то момент, помимо насыщенности сюжета, не стало понятно, что не хватает цвета. А потом цвет перешел и в другие серии.
Чтобы вы хотели, чтобы зритель увидел или услышал после этой выставки?
Айдын Зейналов: Многие мне, возможно, не поверят, но экологическая тема возникла не из желания сделать актуальный проект, а прежде всего потому, что она целиком базируется на том, чем я занимаюсь уже больше пятнадцати лет.
По-хорошему, давно пришло время задуматься над тем, что не стоит пилить сук, на котором сидишь.
Выставка носит название «Грезы океана», но сама серия называется «Человек разумный», и одна из скульптурных композиций включает фрагмент, на котором это будет написано. На мой взгляд важно задуматься о том, что суждение человечества о своих уникальных изобретениях, возможностях, перспективах раз за разом приводит нас к тому, что многие достижения становятся рано или поздно не только неразумными, но зачастую даже вредными. А нам необходимо уметь находить гармоничный баланс.
Айдын Зейналов родился в 1978 году в Москве. Награжден золотой медалью Российской академии художеств (2001). В 2002 году окончил Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, кафедру скульптуры. В 2005 году окончил Московский архитектурный институт, факультет «дизайн архитектурной среды» по профессии «дизайнер». С 2002 по 2005 год являлся стажером Российской академии художеств (в творческих мастерских под руководством скульптора Владимира Цигаля). В 2011 году Айдыну Зейналову была присвоена ученая степень кандидата искусствоведческих наук НИИ теории и истории искусств РАХ. Является доцентом кафедры академического рисунка Московской государственной художественно-промышленной академии им. C.Г. Строганова, а также членом-корреспондентом Российской академии художеств (2012). Учредитель и директор Фонда поддержки научно-образовательной деятельности «Институт междисциплинарных исследований “ИНТЕР-ЭССЭ”» (2011). В 2017 году Айдыну Зейналову присвоено звание действительного члена (академика) Российской академии художеств, а в 2018 году звание академика Флорентийской академии искусств. Автор памятников Джакомо Пуччини и Джузеппе Верди, установленных в Монтекатини-Терме (Италия). Работает как скульптор, график, а также автор архитектурных проектов и интерьерного дизайна. В 2017 и 2021 годах в галерее Ruarts прошли персональный выставки – “Swim and Dream” и «Наблюдатель».
Фото: Николай Казеев и предоставлено Айдыном Зейналовым