Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

«Не только с помощью искусства развивать музей, а искусство развивать с помощью музея» — Сергей Ковалевский о Красноярской музейной биеннале


Красноярская музейная биеннале празднует 30-летие. Комиссар Сергей Ковалевский о том, как сформировался Красноярский проект и концепции Воскрешающего музея.

Сергей Ковалевский

Красноярская музейная биеннале празднует 30-лет. Именно там, в Сибири, а не в Москве, зародились очаги биеннального движения еще в 1995 году. Музейная биеннале проводится на базе музейного центра «Площадь Мира». На берегах Енисея, самой полноводной в Евразии реки, возвышается столь же по-сибирски величественный музей , отдаленно чем-то напоминающий архитектуру Фрэнка Гэри в пост-индустриальном Бильбао. Здание является памятником советского модернизма и построено в 1987, как 13-й (последний) филиал Центрального музея Ленина, но в начале 90-х годов, музей был переориентирован на практики современного искусства. Впервые тут провели и «Ночь музеев» в 2002. И по сей день в музее проводят даже ночные экскурсии. Завораживают вера и приверженность идеям открытого художественного процесса и арт-эксперимента ее организаторов, комиссара Сергея Ковалевского и его команды. Катя Карцева побывала в Красноярске и лично поговорила с Сергеем об особенностях, истории, целях и задачах Красноярского проекта.

Сергей, уже 30 лет вы проектировщик, куратор, комиссар Красноярской музейной биеннале. Она возникла до таких «больших» проектов — как Московская Международная биеннале современного искусства или Уральская Индустриальная биеннале, продолжает существовать и после. Можно ли предположить, что специфика «музейной» биеннале, на базе институции Музейного центра «Площадь Мира», определил ее жизнеспособность? 

Сергей Ковалевский: В 1990-е на моем пути возник этот феноменальный музей. Бывший Музей Ленина, построенный в 1987 году по проекту архитектора Арэга Демирханова, на 5.000м² экспозиционных площадей, тоже стал для Сибири каким-то фантастическим шоу.

Музейный центр «Площадь мира», г. Красноярск
Музейный центр «Площадь мира», г. Красноярск

В начале 1990-х музей оказался в стадии самоопределения, его надо было преобразовать во что-то новое, в новую институцию и чем-то заполнять. Какое-то время это был Культурно-исторический центр. На одном международном семинаре  было принято решение, что один из способов конвертирования стратегии инноваций – делать биеннале.

Первая биеннале состоялась как форум музейщиков 12 декабря 1995 — 19 декабря 1995. Едва родившись, биеннале оказалась под влиянием трех вековых дат — 100-летия старейшей Венецианской биеннале современного искусства, 100-летия кино и 100-летия со дня рождения русского философа М. М. Бахтина.

В 1990-е был очень распространен термин «музейная инновация», у музея открылось призвание задавать стандарты, уровень, новые подходы. Красноярская музейная биеннале, а я бы сказал: ее сущностное имя «Музейная биеннале современного искусства» достаточно рано задало базу для содержательного конфликта и разговора.

Мне понравилось, как сказал об этом Виктор Мизиано: «А что, в этом есть замечательный парадокс соединения понятий из мира современного искусства и сферы сохранения».

Виктор Мизиано: «Проблема Человека и гуманизма стала центральной в кураторстве». Читать далее.

Паблик-арт «Сфинкс», группы «А-Б студия», 1993 год, фестиваль «Новые территории искусства» организаторы между собой называют нулевой биеннале. Сфинкс был создан из веток, строительных лесов, целлофановых пакетов с пенопластом и гирлянд разноцветных лампочек, имел, как считали некоторые, отдаленное, но явное физиономическое сходство с Лениным.

Так мы с музейной биеннале оказались в авангарде музейных практик. С самого начала биеннале – стратегический проект Красноярского Музейного центра. Исторически, – это также первая в России платформа диалога современного искусства и практик наследия.  Музейный центр —  бюджетная организация. Государство обременяется тем, что платит зарплату всем службам, а руководство музея этим службам дает задания. Не было бы самой продолжительной в России биеннале, если бы в 1995 году у нас не было этого капитала —  абсолютно нового здания. Сегодня это крупнейший экспозиционно-художественный проект Сибири, продвигающий креативный образ территории на карте России и мира.

Красноярская музейная биеннале
Первая Красноярская биеннале 12 декабря 1995 — 19 декабря 1995. Гран-при конкурса музейных экспозиций: Летнее стойбище оленевода. Ю. Айваседа, Е. Айваседа, Л. Айпина (Культурно-этнографический центр, г. Варьеган)

Расскажите вкратце про тематики прошлых биеннале?

Сергей Ковалевский: Первые Красноярские биеннале были не столько художественными проектами, сколько фестивалями музейных инноваций в форме микро-экспозиций, фильмов, полиграфии. 

С самого начала художники выступали как приоритетные агенты изменений

Красноярская музейная биеннале
V Красноярская музейная биеннале «Вымысел истории». 2003. Константин Батынков.

Начальная серия музейно-коммуникационных двухгодичных событий, где вырабатывался институциональный формат проекта, увенчалась ярким событием международного признания: в 1998-м году Музейному центру как инициатору форума музейной креативности, был присужден очень значимый Музейный приз Совета Европы. Это второй по статусу приз ведущего европейского конкурса «на лучший музей года» (EMYA). 

Паблик-арт «Прозревший музей» группы «А-Б студия»
III Красноярская музейная биеннале «Музеи мира — на площади Мира». 1999

«В новом тысячелетии» — с 2001 года уже возникла потребность в концептуальном росте фестиваля: то, что было заявлено на первой биеннале в потенциальном виде, стало предметом проектирования и развертывания в следующих – уже кураторских проектах. Первыми проявились концепты «искусства памяти» и «вымысла истории», фундирующие эстетику существования во времени. Художник позиционировался как субъект, сообщающий практикам наследия раскованные язык и оптику, укрепляя необходимость личностной авторской интерпретации музейного сюжета и коллекции.

V Красноярская музейная биеннале «Вымысел истории», 2003. «Вымысел истории» — это высказывание на языке экспозиции как о «письме» и «рассказе» истории, так и об интригующем переплетении воображаемых и реальных моментов проживания времени.

Третий цикл биеннале развернул такие экзистенциально-топологические категории, как карта, дистанция и близость, глубина и поверхность, эмпатия пространства. Во главу угла было поставлено эстетическое осмысление географической идентичности, диалектика локального и глобального, отношения «территории и земли». 

С Седьмой биеннале под заголовком «Чертеж Сибири» (2007) окончательно утвердился курс на художественно-концептуальный тип проекта-участника. Впервые были совершены экспедиции художников в музеи и поселки Красноярского края, откуда они доставили на «Площадь Мира» свои «находки и реплики». 

Художник Владимир Селезнев
Место для углубленного самосозерцания. Работа художника Владимира Селезнева
VIII Красноярская музейная биеннале «Даль». 2009.

В группу «территориальных» биеннале – про землю, воду, воздух воображаемой Сибири также вошли проекты «Даль» (2009), «Во глубине» (2011), «Любовь пространства» (2013).

Из Манифеста дали Сергея Ковалевского к VIII Биеннале «Даль» (лауреат V Всероссийского ежегодного конкурса «Инновация» в номинации «Лучший региональный проект»): Нас снова зовет даль. В воздухе разлит инфразвук от приходящих в движение плавно расслаивающихся горизонтов. То же, что вроде бы рядом, постоянно требует удостоверения. Если поднести к глазам подзорные трубы искусства, обернув увеличительными стеклами на себя, можно обнаружить в приоткрывшейся паузе глубину собственного положения.Читать далее.

VIII Красноярская музейная биеннале «Даль». Лукас Пуш, Константин Скотников. Новый Таити. Художественное путешествие в поисках «нового рая» — посвящение великому французскому эскаписту. Смысл открытия Гогена — не в конкретном географическом месте, а в радости поиска, очаровании целеустремл¸енности и мечте. «Новый Таити» предположительно находится не в сердце океана, а в сердце континента, — где-то между Алтаем и Монголией, куда и пов¸ел свой ЗИЛ австрийский художник. В кузове грузовика, на манер кочевой кибитки, разместился маленький мотоциклетный гараж, несущий имя White Cube Gallery Новосибирск. Эта миниатюрная галерейка современного искусства, открытая в августе 2008, простояла в центре Новосибирска год. Это был, есть и будет порт для причала художественных кораблей, для выставок романтических энтузиастов на пути к Новому Таити.

Промежуточные итоги генезиса «Большого красноярского проекта» подчеркивают его совокупный, так или иначе, воспроизводящийся тематизм, побуждающий связать в один стратегический узел концептуальные напряжения пространственной идентичности, меморативной свежести и сообщительности смысла. 

Двигаясь навстречу размыкающим человека парадоксам времени, тела, вещи и мира, в конце концов, кураторская мысль оказывается на антропологическом горизонте совместного бытия, перед вызовом сосуществования с другими

На какие модели мировых или российских форумов искусства вы равняетесь, что для вас является критериями биеннального формата выставки и мерилами качества, к которому необходимо стремиться?

Сергей Ковалевский: Поскольку мы первая музейная биеннале одно время приходилось двигаться беспрецедентно. Потом, в середине десятых я познакомился с опытом временной испытательной платформы Гумбольдт-Лаб в Берлине, созданной специально под строящийся Гумбольдт-форум. В течение нескольких лет кураторы систематически собирали «Пробные сцены» диалога художников и музейных специалистов на материале богатой азиатско-африканской коллекции. Мне долго потом хотелось учредить такую подвижную инновационную институцию в России. По крайней мере для Музейного центра «Площадь Мира» – это стратегический формат «излучения» полученных на границах дисциплин энергий художественно-концептуальных открытий. И вот на тридцатилетнем витке Красноярской биеннале мы развернули Основной проект как модель музея-лаборатории, музея-мастерской… с трансцендентальным оттенком.

Красноярская музейная биеннале
Баннер на фасаде музея XVI биеннале «Принцип Надежды». 2025

Основной проект XVI юбилейной биеннале звучит как «Принцип Надежды», Музейный центр «Площадь Мира» провозглашен музеем надежды, а 2025 – годом надежды. Это своего рода кульминация всех прошлых поисков?

Сергей Ковалевский: Двигательной пружиной этого проекта биеннале, является движение искусства, параллельное движению музеев, какое-то новое качество, назовем так, как бы сверх-искусство и сверх-музей. Поэтому в моем кураторском манифесте я, нахально конечно, но воспроизводил утопические призывы Николая Федорова и его последователя художника-авангардиста Василия Чекрыгина, о том, что спасет нас всех только «воскрешающий» музей. 

Наверное, нет примеров нашего сегодняшнего формата – когда в одном пространстве собираются сорок художников и носителей «музейной правды» чтобы решать общую концептуальную задачу «предприятия НАДЕЖДЫ».

Красноярская музейная биеннале
Проект музея Норильска и художницы Элины Гусаровой. 2025. Фото: Диана Иванова

Проект XVI Красноярской музейной биеннале трактуется как эксперимент по размыканию границ и высвобождению смысловой энергии вещей, историй и мест – в перспективе «верности событиям» предвидений, порывов и прорывов ХХ века. «Принцип надежды», пронизывающий утопические стремления творческих гениев модернизма, выносится нами как содержательный ориентир стратегической рефлексии и проектирования.

Главный призыв, который я воспринял и передал участникам проекта в том, что «Истинное дело всех искусств строить небо».

Красноярская музейная биеннале
Инсталляция «Лед тронулся» художницы из Казани Гульшат Губайдулиной. 2025. Фото: Диана Иванова

В нынешнем проекте участвуют 18 музеев, которые с кураторами и художниками готовили инсталляции, но среди них нет художественных музеев и тем более музеев современного искусства, какие идеи помогли разработать коллективную экспозицию? 

Сергей Ковалевский: Драйвером Основного проекта биеннале стала Лаборатория, направленная на проектно-исследовательскую разработку коллективной экспозиции, базирующейся на соучастии 18 музеев и 21 художника. Косвенно речь идет о подсвечивании более фундаментальных «предельных», «утопических» оснований той и другой деятельности: искусства и музейного показа-рассказа.

По большому счету стоит вопрос, а кто смелее из двух членов этой пары, музей или художник? 

Последние 50 или даже все сто лет, художник точно. Вы помните, Бадью утверждал, что ХХ век это был век поэтов, а не философов? И искусство в течение ХХ века было мощной способностью, возможностью. Великие поэты, пророки, как Мандельштам, облекали иные миры в слова, и это становилось реальностью.  Искусство в себе порождает революционные порывы, другие институты гуманитаристики к ней подключаются. Кто в будущем будет производить реальность? Что такое реальность? Я оставлю эти вопросы открытыми… 

«Письма к Архаической Матери» проект художницы Наташи Шалиной совместно с Государственным Музеем истории религии, Санкт-Петербург. 2025. Фото: Диана Иванова

Но мы должны давать шанс и музею, что если музей «воскрешающий», то он мощнее парадигмы современности в искусстве, как она сегодня существует, социальной функции и прочее. Если музей докажет свою сверхмощь, то искусство должно идти «в услужение» этому огромному проекту, большому проекту, стратегическому. Искусство немножко нуждается в этом, по моему скромному мнению, кажется, оно сейчас ищет эти большие вопросы, большие движения. Если музей это дает – супер, делаем музейные биеннале. Музей — это шанс искусства стать внутренне самим собой. Я в этом смысле музейность биеннале вижу. Не только с помощью искусства развивать музей, а искусство развивать с помощью музея.

Красноярская музейная биеннале
«Письма к Архаической Матери» проект художницы Наташи Шалиной совместно с Государственным Музеем истории религии, Санкт-Петербург. 2025.

Какова специфика профессиональных задач в работе комиссара биеннале?

Сергей Ковалевский:

Комиссару биеннале нужно собирать и удерживать такой баланс «кусков дымящейся совести», который образует «горизонтальные связи»

Сергей Ковалевский
Сергей Ковалевский. 2025.

Ну а в «вертикальном» измерении необходимо в каждом из проектов проявлять и лелеять потенции «сверх-искусства»… А еще существенная особенность Красноярской музейной биеннале – взаимодействие с лабиринто-образным пространством внутренней и внешней «Площади мира». Это — уникальная топологически разнообразная платформа с развитой инфраструктурой параллельной постоянной экспозиции, которая вносит свой голос и оптику в сообщительный проект. И этой наполовину-субъектной топологической машиной куратору биеннале необходимо уметь управлять.

Вместе с тем, в Красноярской биеннале еще около шести разного масштаба параллельных Основному проектов, где он выступает как традиционный музей?

Сергей Ковалевский:  В двух крупных специальных выставках биеннале мы уже работаем монографически: представляем художников – мастеров «практической онтологии». Это — живописец Михаил Рогинский и фотограф Александр Слюсарев.

специальный проект XVI Красноярской музейной биеннале «ПРИНЦИП НАДЕЖДЫ» выставка Михаила Рогинского «Страна Происхождения». 2025.

На входе в спецпроект биеннале «Страна Происхождения» установлена картина «Bien que le sens de la vie…» 1985 года. Было логично начинать крупную экспозицию большого художника Михаила Рогинского именно с этой работы, поскольку на ней, как на плакате, прописана фраза: «Хотя смысл жизни и ускользает о нас, мы остаемся оптимистами».

специальный проект XVI Красноярской музейной биеннале «ПРИНЦИП НАДЕЖДЫ» фотовыставка Александра Слюсарева со-кураторы Сергей Ковалевский (Красноярск) и Мария Москвичева (Москва). 2025

Сан Саныч Слюсарев — как называли этого усатого добряка все свои -, должно быть, был первым советским фотографом, который научил вещи говорить. Он выплеснул на фотобумагу отстраненный реализм Эдварда Хоппера, изящно замешав его с сюрреалистическим дадаизмом Марселя Дюшана. Читать далее кураторский текст Марии Москвичевой.

Помимо того, что эти большие экспозиции впервые в российских регионах представляют феноменальные художественные миры, значимо и то, что авторы представляют время конца советской эпохи, которой наследует и наш «музей идей», открытый в 1987 году. 

Фото: предоставлены Музейным центром «Площадь Мира»