В Галерее Е.К.Артбюро проходит выставка живописи и графики Алёны Кирцовой «Водораздел». В экспозицию вошли десять картин, несколько графических произведений и один объект,
созданные в разные периоды творчества автора, объединенные темой воды. Совладелица галереи Елена Куприна-Ляхович и директор Елена Еременко рассказали про кураторский замысел данной выставки, чем так привлекателен нонконформизм, с которым галерею связывают многолетние отношения и какие критерии остаются для их институции неизменными.
Е.К.АртБюро основано в 1991 году Еленой Куприной (с 2009 года — Куприна-Ляхович). Исследовательские интересы лежат в поле изучения творчества авторов, сформировавшихся в кругу Московской концептуальной школы в 70-80-е годы ХХ века. Важнейшими для галереи стали выставочные проекты, показывающие историческое и художественное значение творчества группы «Коллективные действия», группы «Мухомор», группы «СЗ», движения «APTART». С 1997 года Е.К.АртБюро выступает инициатором и организатором региональных проектов, проводя выставки в Ижевске, Самаре, Кемерово.
На новой выставке в вашей галерее зритель сможет увидеть картины представительницы московского неофициального искусства Алены Кирцовой. Как родилась идея выставки?
Елена Куприна-Ляхович: Все началось с того, что я показала Алене фотографии нашего нового пространства, и она сразу предложила мне сделать выставку. Решение было принято одномоментно. Я благодарна Алене за высокое доверие.
Алена Кирцова:
1954 Родилась на о. Шпицберген (пос. Баренцбург).
1973-1975 Училась живописи в частной школе Василия Ситникова, Москва. Избранные коллекции: Государственная Третьяковская Галерея, Москва. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург. Государственный Центр Современного Искусства, Москва. Государственный Музейно-Выставочный Центр РОСИЗО, Москва. Solomon R. Guggenheim Museum, Нью-Йорк. Zimmerli Art Museum, Rutgers University, Нью Брунсвик. Corcoran Gallery of Art, Вашингтон. Stella Art Foundation, Москва. Коллекция Deutsche Bank, Москва. Коллекция Леонида Талочкина, Москва. Коллекция ГАЗПРОМБАНКА, Москва.
На выставке объединены работы разных периодов с 1980-х по 2010-е, но это не ретроспективная выставка, а тематическая, где будут показаны вещи, обращенные к стихии воды. Правильно ли я понимаю, что вашей задачей было показать автора с новой, менее рациональной стороны?
Елена Куприна-Ляхович: Триггером к выставке послужила весьма драматичная история. Алена рассказала, что у нее в мастерской был потоп, и она хочет сделать выставку про воду.
«Большая ВОДА с детства завораживает, пугает, затягивает, снится и уносит. Заполняет и растворяет всё, что может. Слоится пластами, цветами и смыслами. ФОНТАНЫ же — безопасная игра с тонкими слоями и раздумьями», — говорит художник.
Алена Кирцова — уникальный живописец, ее произведения представляют собой глубокий и эмоциональный эксперимент, в котором главным действующим лицом является живопись. Кроме того, абсолютно позитивный человек, так как смогла обратить негативную ситуацию в повод для художественного проекта.
Здорово, когда коммуникация с художником происходит как равноправный обмен идеями!
Елена Куприна-Ляхович: Нам интересен альянс галереи и художника. Почему мы редко работаем с молодыми авторами? Потому что им требуется больше внимания, больше обсуждений. Это тоже интересно, но когда ты с молодым художником обсуждаешь его проект, есть риск вторгнуться в его творческую субстанцию, каким-то образом повлиять. А у меня нет задачи влиять на художника.
Мы даем организацию и поддержку, готовы сделать все, что хочет художник, полностью доверяя ему, но идея идет от художника.
Идея, до которой мы сами не можем додуматься, но она нас бодрит и дает много нового. Иначе, какой смысл?
Художник обладает визуальным мышлением, он ВИДИТ мир в отличие от нас. Мы, конечно, тоже его видим, но не так. Нам часто требуются слова для описания каких-то вещей. А художнику, в общем-то, слова не нужны. У него прямая связь с Богом и с реальностью. Художник — это человек, который живет в реальности СЕЙЧАС. В отличие от остальных людей, которым, чтобы попасть в реальность нужны слова, которым даны названия.
Слова — это уже про «было», а не про «сейчас». Искусство же помогает нам жить в сегодняшнем дне. Соответственно, идеальный вариант для нас, когда художник сам очень хорошо знает, что делает. Хотя, безусловно, с художником надо разговаривать, чтобы достичь хорошего уровня взаимопонимания проекта, обмен идеями с разных сторон необходим.
Какой Ваш любимый кураторский метод?
Елена Куприна-Ляхович: Я люблю работать в паре. Например, вот с Сашей Даниловой. Мы с ней в свое время для себя проговорили, что наиболее эффективно подходить к изучению недавней истории искусства с позиции археологии, когда находишь некий предмет, пытаешься понять, что это, его дефинировать, описать. И на стыке двух взглядов, очень хорошо все получается – наша выставка «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70-80-е годы ХХ века» тому отличный пример. Или, молодежный проект «Говорит Москва», где у нас был молодой куратор Марина Руденко. Или проект в Ижевске, где мы работали в паре с куратором Еленой Касимовой, родившейся и выросшей в Ижевске, потому что никто, кроме «локалса» лучше не знает местные процессы в искусстве. Очень интересно не свою точку зрения помещать в проект, а ту, которая рождается в диалоге двух разных взглядов. Стык двух мнений «внешний» и «внутренний» — на нем рождается самое интересное.
Какие еще критерии являются для вашей институции неизменными?
Елена Куприна-Ляхович: Честность художника. Когда он что-то делает, не для того чтобы понравиться. Всякий художник хочет понравиться, безусловно, но художник, который не меняет свое высказывание, для того чтобы понравиться, — это для меня очень важно.
10 ошибок в формулировании Artist statement. Читать далее.
Е.К.АртБюро сегодня не просто выставочное пространство, но и активный участник арт-рынка. Как синхронизированы коммерческая и некоммерческая направленность галереи?
Елена Куприна-Ляхович: Вы знаете, раньше ведь я не называлась галерей. Это было именно некоммерческое проектное пространство. Собственно, как и многие галереи, открывшиеся в 1990-е, которые были в первую очередь проектными площадками. Но сейчас я стала признавать, что мы являемся галереей. Просто что-то из некоммерческих проектов выпадает в коммерческую часть. Ну и хорошо, мы счастливы, что художники, которые нам интересны, хотят с нами сотрудничать, и наша деятельность может лучше помогать художникам не только в моральном и творческом, но и в материальном плане.
Сейчас мы видим возрастающий интерес со стороны коллекционеров. Произведений 80-х годов сложно найти, их на рынке очень мало.
Мы работаем с авторами, которые вышли из той среды и продолжают работать сегодня, и здесь мы обнаруживаем невероятно высокий потенциал.
Школа коллекционера: собираем информацию о художнике. Читать далее.
Галерея балансирует между развитием искусства и коммерческим интересом. Некоммерческая деятельность очень важна для нас, потому что если выставлять лишь то, что можно продать прямо сейчас, во-первых, мы перестанем быть интересны сообществу. Во-вторых, если мы будем думать только о коммерции, что мы будем тогда продавать потом? Когда у художника нет возможности реализовываться в некоммерческом пространстве, как он сможет придумывать и создавать новое?
Мы хотим продолжать развиваться как культурная и проектная площадка. Для нас очень важна просветительская составляющая. Вопросами стратегии и развития у нас как раз занимается Елена Еременко.
Елена Еременко: Мы проводим специальные события для бизнес-сообщества. Сотрудничаем с крупными компаниями, не только по части оформления пространства, но и принципиальной концепции позиционирования на разных рынках через современное искусство. Концептуальные идеи, которые несет современное искусство, помогают развиваться и выделяться. Через искусство бизнес может приблизиться к самым передовым идеям и получить конкурентное преимущество. Это в тренде. И не только коллекционеры к нам приходят. Очень много молодых художников, дизайнеров. Поскольку мы все-таки делаем знаковые проекты, и Лена большой эксперт, многие из художественного сообщества хотят посмотреть, как тот или иной проект реализован с кураторской точки зрения. С детской аудиторией тоже сейчас запускаем проекты.
Галерейный бизнес в России вообще выходит на новый виток, не так давно была создана Ассоциация галерей, Департамент инновационного развития города Москвы предлагает субсидии. Участвуете ли вы в этом сотрудничестве и что еще необходимо, чтобы дать толчок российскому арт-рынку?
Елена Куприна-Ляхович: Субсидии на участие в ярмарках — это уже прекрасно. Благодаря этому мы смогли вернуть 50% расходов на участие в ярмарке DA!Moscow. Мы очень рады, что происходят такие процессы. И в 2019 году мы пытались вернуть , но у нас не получилось. Сейчас стало проще. У московской программы возмещения участия в ярмарках очень простая анкета, есть консультанты, и это прекрасный первый шаг.
Если говорить о некоммерческих проектах, замечательно, что поддерживаются музеи и блокбастерные выставки. Но хотелось бы, чтобы стало популярно поддерживать не только блокбастеры, но и исследовательские выставки, которые широкую публику, может быть, не очень и привлекают. Например, в Великобритании есть Arts Council, который поддерживает самые разнообразные культурные проекты, в том числе проекты культурного наследия, а есть British Council, специализирующийся на искусстве, которое еще не очень понятно широкой публике. Нам очень нужен такой Совет для поддержки искусства, которое создается здесь и сейчас. И, возможно, не всем понятно, что именно оно закладывает идеи, которые станут повсеместными завтра.
Если галереи можно отнести к индустрии (креативной индустрии), то художника — нельзя. Я понимаю, что сейчас KPI — это посещаемость. Но может быть ввести еще какие-то интеллектуальные параметры. Нам, как представителям интересов арт-мира, необходимо научиться говорить с государством на одном языке. В этом плане, я считаю, что Софья Троценко, которая возглавляет Ассоциацию галерей, куда мы сейчас тоже собираемся вступить, налаживает этот непростой диалог как нельзя лучше.