С 20 февраля по 31 марта 2016 в галерее Эритаж пройдет выставка «Советский модернизм — феномен культуры и дизайна ХХ века». Сергей Чебатков встретился с хозяйкой галереи Кристиной Краснянской. Галерея Эритаж, основанная в 2008 году, изначально занимавшаяся художниками русского зарубежья, в последние годы сменила свой угол зрения в сторону советского дизайна. В 2012 году ярмарке Design Miami Basel галереей была представлена выставка «Авангард и поставангард в советском дизайне 1930 и 1960—1970 гг».
Советский модернизм лишь недавно вошел в историю как важный феномен культуры и дизайна XX века. Международный Фестиваль Молодежи и Студентов 1957 года, а также Американская Национальная Выставка в Москве 1959 года, где было впервые показано западное искусство позднего модернизма, стали точками отсчета зарождения новых форм и нового стиля. Наряду с образцами мебельного дизайна 1960-х на выставке будут показаны работы известных художников и фотохудожников плеяды 1960-х, таких как О.Целков, Г. Петрусов, Д. Бальтерманц, Д.Краснопевцев, А.Зверев.
Как получилось, что с художников русского зарубежья вы переключились на советский модернизм?
Кристина Краснянская: изначально галерея занималась художниками русского зарубежья. Мы неспроста выбрали такое для себя направление, потому что, по сути, оно отражает и название галереи (Эритаж – наследие) и ее миссию – возврат нашего утраченного культурного наследия, которое в силу разных исторических событий ушло на Запад. Мы выбрали для себя искусство участников самой мощной и интересной, первой волны русской иммиграции, тех, кто уехал из страны в связи с Октябрьской революцией. Мы сделали много выставок, очень неплохих. Например, выставку Андрея Ланского. Там было немного работ, около 30, но они охватывали весь его творческий путь, начиная от ранних фигуративных вещей и заканчивая мозаикой и коллажами. Несколько лет назад у нас появилось еще одно очень интересное для нас направление. Мы начали заниматься коллекционным дизайном.
Сначала мы сделали большую выставку в коллаборации с двумя известными западными галереями, где мы представили разные периоды, разных авторов. Главной целью той выставки была попытка показать, как старые вещи могут сосуществовать с новыми. У нас было много мастер-классов, к нам приезжали западные декораторы. Нам очень хотелось развеять миф о том, что вещь, имеющая какую-то историю и наследие, это как-то плохо, что она несет плохую энергетику и что запах у не несовременный…
Тогда мы показали очень много по-настоящему уникальных экспонатов, но в основном западных. И тут вдруг я осознала, что никто, по сути, не занимается нашим отечественным коллекционным дизайном. И я начала делать первые шаги в этом направлении. В какой-то момент мы подружились с основателем ярмарки дизайна Desigh Miami Basel Крейгом Робинсом и предложила ему сделать выставку советского дизайна.
И как к этому отнесся Крейг?
Кристина Краснянская: первой его реакцией был вопрос: «А что в советском Союзе был дизайн?».
Но потом нам удалось его убедить рискнуть и после долгой работы мы все-таки открыли там выставку, где мы показали преемственность советского функционализма в предметах 60-х годов с идеями русского авангарда и Баухауса. Дополнили все это также советским фарфором 20-х годов. Мы очень волновались, как все это воспримет западная пресса, потому все это было реальной попыткой показать советское не по-советски, отойти от стереотипов «матрешка – самовар». Но, как мне кажется, нам это удалось, и после этого мы сделали еще несколько проектов, посвященных различным стилям советского дизайна. Все это в конечном итоге привело к тому, что сейчас мы хотим в России показать выставку про советский модернизм.
Так почему все-таки советский модернизм?
Кристина Краснянская: еще совсем недавно никому и в голову не приходило, что это может быть вообще кому-то интересно. Никто серьезно не анализировал, откуда появилась эта эстетика, эта культура. Никто не считал эти вещи не то, чтобы уникальными и достойными коллекционирования, но и в принципе достойными хоть какого либо внимания. На выставке, которую мы открываем, мы хотим показать разные вещи периода «Оттепели». Это время, когда заканчивается эпоха Сталина, перед государством встают новые задачи. Люди вернулись с войны, их нужно расселять, обеспечивать собственным жильем. Появляются всем известные малогабаритные «хрущевки». И это становится причиной возникновения совершенно нового взгляда на интерьер, на мебель. Слава Богу, еще жив Юрий Васильевич Случевский, один из первых дизайнеров того времени. Мы сейчас с ним очень плотно сотрудничаем. Он был создателем специальной системы габаритов новой советской функциональной модульной мебели.
Что может увидеть зритель в рамках вашей экспозиции?
Кристина Краснянская: в первую очередь зритель сможет познакомиться с нашим взглядом на эпоху советского модернизма. Мы расскажем откуда пошло это веяние, как оно было связано исторически, в том числе и с шедшими параллельно процессами в этой области на Западе. Хочу вам сказать, что несмотря на все различия, в то время и наша и западная эстетика в этом направлении были очень схожи. У нас будут показаны не только мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, но и живописные работы, а также фотографии тех лет известных художников и фотохудожников плеяды 1960-х, как О.Целков, Г. Петрусов, Д. Бальтерманц, Д.Краснопевцев, А.Зверев и другие…. Наша цель воссоздать максимально возможно целостную картину того периода, показав его при этом немного с другого ракурса. Я думаю, что попав на нашу выставку, вы не сразу поймете, что оказались среди вещей, сделанных когда-то в Советском Союзе.
Последнее время проекты, посвященные советской культуре 50-70-х годов все чаще появляются на отечественной художественной сцене. Что это – мода или закономерный исторический процесс?
Кристина Краснянская: думаю, что это и то и другое. С одной стороны, это конечно мода, потому что сейчас и на Западе этот период начинает завоевывать интерес коллекционеров, сейчас там модернизм и функционализм это своего рода тренд. Но у нас же есть свои, отечественные модернизм и функционализм. Почему бы о них не рассказать? С другой стороны, в рамках любого рынка, будь то рынок дизайна или рынок искусства, мы всегда можем наблюдать смену одного периода другим. В какой-то момент рынок насыщается идеями и вещами одного периода и плавно переходит к другому. И сейчас, как мне кажется, таким очередным, еще не открытым периодом ни с точки зрения кураторской ни с точки зрения просветительской или коллекционной является как раз период модернизма. Там есть свои интересные имена, свои шедевры, которые с каждым днем становятся все более ценными.
Интервью: Сергей Чебатков.
Галерея «Эритаж», Москва, Петровка 20/1