Дмитрий Иконников (род.1952) — известный московский художник, член-корреспондент РАХ. Многие работы делает на бумаге. Нередко «включает» в свои произведения разные материалы и рельефные пасты. Возникает тонкая игра с просвечивающими поверхностями, с разнообразной фактурой. Его работы находятся в собраниях Московского музея современного искусства, Национальной галереи «Корея» (Сеул, Южная Корея), Национальном музее современного искусства (Астана, Казахстан).
Персональная выставка, приуроченная к 65-летию художника, прошла в галерее ARTSTORY с 1 февраля по 19 марта 2017 года. Самое важное для художника показать, что он остаётся творчески состоятельным, ему ещё есть о чём говорить с собой и со зрителем.
Artandyou.ru: Ваша новая выставка называется «Полет в восходящем потоке». Я знаю, что вы перенесли тяжелую болезнь и это ваша первая после нее выставка?
Дмитрий Иконников: Пока ты можешь ощущать этот полёт, ты живёшь. Это состояние творчества, подъёма души. Как только я перестану летать – я умру…Так случилось, что болезнь трижды пыталась оторвать меня от жизни. И это ощущение прерванного полёта – самое страшное в моей жизни. Умирать не страшно. Страшно жить с ощущением, что никогда больше не войдёшь в этот поток. Но мне повезло. Сейчас мне 65. И я все ещё в восходящем потоке.
Расскажите, почему вы выбрали графику и по-прежнему остаетесь ей верным?
Дмитрий Иконников: Если кратко ответить – потому что люблю. Разве нужны какие-то другие причины? То, чем я занимаюсь, сложно назвать чистой живописью и чистой графикой. Я называю это искусством срединного пути. Я как бы работаю на лезвии ножа. Если смотреть, как сложился мой стиль и мои вкусы, то начиналось все с масла и классических вещей. Затем с мастерской плаката в Суриковском институте. Именно там я полюбил, искренне оценил, водные материалы и краски. Затем был монументальный цех. Поработал с фресками и темперой.
Я не люблю масло и прочие «жирные» краски. Мне не нравятся бликующие пятна, блестящие поверхности. Поверхность ценна сама по себе.
Что же касается стиля, то я стараюсь сочетать прямое рисование с цветом. Люблю живую линию. Цветом в масле рисовал Пикассо. После него в этом жанре уже нечего сказать. А бумага в сочетании с водными красками позволяет мне дать больше воздуха, прозрачности. Она радует текстурой.
В чем собственно, помимо используемых материалов, разница между цветной графикой и живописью?
Дмитрий Иконников: Я не вижу никакой разницы. Считаю, что такое разделение создано искусственно, для приумножения важности формальных описаний.
Рисунок, в том числе цветной, всегда условен, как и ваши картины кажутся очень символическими, вроде бы и говорящими о реальных местах, а вроде — о вымышленных. Есть ли грань между реальностью и фантазией в ваших работах?
Дмитрий Иконников: Грани нет. Как и в повседневной жизни есть много деталей, вещей, событий, каждое из которых может значить многое, а может и ничего, так и мои картины могут вашими стараниями обрести много смыслов и знаков. А рождаются они из всего, что меня окружает.
Как у Анны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, …».
Люди в ваших работах изображены как герои мифов, указывают на какие-то скрытые подтексты и смыслы, вы будто играете с зрителем, делая его не просто пассивным наблюдателем, а вовлекая в процесс размышления или возможно даже сотворчества? Ваш идеальный зритель, каков он — человек интеллектуально подкованный или же просто эмоционально раскрепощенный и открытый к размышлению?
Дмитрий Иконников: Я не направляю свое творчество на конкретного зрителя. Не выделяю узкий круг лиц. Я честно скажу, что картины имеют много уровней восприятия и осознания. Кто-то увидит меньше меня, кто-то поймет, чем я живу, а кто-то может увидеть и больше меня.
Вы прошли долгий творческий путь, много и регулярно выставляетесь, из вашего опыта, меняется ли российская художественная публика в течение последних десятилетий?
Дмитрий Иконников: Меняется, безусловно. Появилось больше людей, которые на самом деле «научились читать». Они искренне интересуются искусством. В 90-е годы «читали под гребенку». Тогда ходили на выставки, если вообще ходили, потому что это был тренд. Это было просто нужно. А внутри в этот момент были мысли о своих, только косвенно связанных с искусством интересах.
Сейчас зритель искренне любит искусство и не может не искать его.
Как и само настоящее творчество – это любовь, это то, чего не можешь не делать. Диалог со зрителем стал обоюдным и обогащающим.
Бывают ли у вас периоды творческих кризисов? Как вы с ними справляетесь?
Дмитрий Иконников: Как у всякого человека. Отвечу вам словами, приписанными О. Генри: «Пинта виски и готов рассказ». Расслабляюсь, отвлекаюсь, меняю деятельность, наконец, просто подстегиваю себя. Делаю все, что делают другие люди.
Желаем вам долгих лет плодотворной работы, приносящей радость!
интервью: Катя Карцева
изображения предоставлены галереей ARTSTORY