Отцом-прародителем современного искусства общепризнанно является Поль Сезанн, который повернул искусство от зеркального отражения окружающего мира, в сторону изучения собственных возможностей – искусства ради искусства, искусства внутри искусства.
Именно живопись Сезанна первой оказалась в совершенно иной системе координат по отношению ко всей живописи постренессансной эпохи. Сезанн отказался от линейной перспективы, зачастую в его картинах нет общей точки схода плоскостей, а предметы видны сразу с нескольких точек зрения, например, сверху и спереди, что невозможно для традиционного искусства со времен эпохи Возрождения. Сезанна не интересовала возможность подражания природе, он, наоборот, изучал, как живопись может опровергать законы природы.
Сезанн изменил понятие о картине, как о личном деле самого художника. Его не волновало, что в его творчестве увидят другие, а лишь то, как он сам видит это творчество и что намеревается им показать. Таким образом, искусство после Сезанна стало глубоко индивидуальным, сугубо личным делом и намерением каждого художника.
На натюрморте снизу из-за неверного построения пространства невозможно определить расстояние от стола до стены или виднеющихся на заднем плане деревянных резных ножек, по-видимому, жардиньерки. Неявно взаимоотношение перпендикулярных и параллельных плоскостей (пол и столешница, выдвижной ящик стола и стена).
![]()
![]()
На портрете Виктора Шоке» (1877) фигура смотрится вытянутой и высокой на несколько низком стуле. Верхний край обрезает его голову, а ноги максимально приближены к нижнему краю картины. Возможно, художник хотел показать, что его герою тесно в рамках портрета. Однако, это так же подчеркивает то, что Сезанн предвосхитил развитие многих художественных процессов задолго до их появления. Так в его времена живопись всегда придерживалась закрытой композиции, то есть строилась полностью внутри картины. Открытая же композиция, когда части тела героя не входят целиком в кадр полотна, получила свое распространение гораздо позже во времена расцвета фотографического искусства.
«Портрет сидящего Виктора Шоке» (1877)
Следующим художником, еще более сдвинувшим художественный процесс в сторону того, что мы имеем сегодня, был Матисс. Матисс, известен и популярен среди широких слоев публики гораздо меньше, чем, скажем, Пикассо (кстати оба они схожи в своем родстве Сезанну). Однако среди критиков Матисс является безусловным лидером.
Матисс привнес в искусство совершенно особую роль цвета. Отныне, цвет самодостаточен в картине, он может существовать отдельно от изображаемого, создавая свою собственную композицию. Никогда прежде законы цвета не были представлены зрителю в столь отважной форме, как это сделали фовисты (от франц. Fauve – дикие), одни из лидеров которых, и являлся Матисс. Дикими их прозвал критик Леон Воксель за использование открытых и дерзких цветов. Однако именно с Матисса в истории искусства начинается понимание цвета, как эмоциональной мелодии, когда цвет, натягивает холст, заставляет его вибрировать. То, сливаясь с натурой в одно целое, то удаляясь и существуя отдельно.
На портрете «Женщина в шляпе» 1905 г. традиционные формы дополняются пылающими цветовыми пятнами, которые формируют отдельную «цветовую» композицию, своего рода второй портрет, находящийся в сложных пластических отношениях с основной натурой.
«Женщина в шляпе» 1905, Анри Матисс
![]()
![]()
![]()
Следующей вехой в истории становления современного искусства становится, конечно же, Пикассо. Прежде всего, благодаря его вкладу в развитие кубизма – одной из первых и самых радикальных систем авангарда. С кубизма искусство стало основываться гораздо более на мысли, нежели на чувстве, обрело четкий интеллектуальный контекст, оперирующий специально-выстроенными понятиями. Отныне законы гармонии, фактуры, пространства перестали существовать в своей традиционной форме.
Пикассо своим творчеством констатирует отказ искусства от, обычно присущего ему, стремления к красоте и гармонии. Приоритет эстетических составляющих замещается приоритетом иных. Каких? Это повод многочисленных интерпретаций, которые именно с эпохи Пикассо становятся объяснением, более того, сущностью искусства.
![]()
![]()
![]()
Если Матисс и Пикассо очевидны в своей близости к Сезанну, то художник, стоящий слегка в стороне от них, Марсель Дюшан, дополняет это трио, привнося в модель формирования нового искусства последний штрих. Марсель Дюшан с его объектами ready-made, говорит о том, что искусство существует и вокруг нас, в самых обычных предметах, стоит лишь внести в них художественную волю. Именно с Марселя Дюшана, а точнее с дадаистов, одним из которых он был, искусством становятся различные акции. Иными словами, концептуальное искусство и акционизм и по сей день полностью стоят на плечах Дюшана. Многие говорят также о том, что ничего принципиально нового и действительно радикального со времен Дюшана сделано не было. Он и по сей день остается самой яркой звездой современного искусства.
![]()
![]()
Данные четыре имени, как четыре ножки стола, на котором зиждется современное искусство, если хоть одного из них убрать, картина рухнет. Как, без одной из скрипок в квартете, невозможно полноценная композиция, так и без Сезанна, Матисса, Пикассо, Дюшана нельзя подходить к изучению современного искусства.











