Британский журнал Artreview, ежегодно представляющий свой рейтинг ста самых влиятельных личностей в искусстве, в этом году на первом месте назвал китайского художника Ай ВэйВэя. В 2009 году Ай Вэйвэй занимал 43 строчку, а в прошлом — 11. Вообще, за всю историю рейтинга это второй случай когда художник, а не галерист, куратор или коллекционер, возглавляет список. С 2008 по 2009 год самым влиятельным человеком в искусстве был признан британец Дэмиан Херст — создатель формальдегидовой акулы стомостью 12 миллионов долларов.
Ай Вэйвэй уже давно художник с мировым именем, его работы были представлены в стенах галереи Tate Modern в Лондоне, на Документе в Касселе, одну из его работ «Пекин: второе кольцо» в том числе можно было увидеть на 4-й Московской биеннале современного искусства. Художник активно работает в сфере видео-арта, инсталляций. Одной из главных тем его творчества является оперирование коллективным бессознательным. Художник полагает, что «Искусство — это то, как мы строим свою жизнь в тех условиях, которые существуют.»
Тот факт, что художник не разделяет обычную жизнь и искусство, также следствие того, что неотъемлемой частью его творчества является активная политическая позиция. Больше всего художник известен широкой общественности не своими работами, а своей политической деятельностью. Ай Вэйвэй — диссидент, нонконформист китайского искусства, он не только критикует коммунистическую партию Китая в своих работах, но и активно пропагандировал свои мысли в сети Интернет, используя твиттер. В апреле 2011 года Ай Вэйвэй был помещен под стражу на 80 дней, что вызвало бурную реакцию западного мира, ведущие деятели искусства планеты собирали подписи требуя его освобождения. Ай Вэйвэй был выпущен под строгим запретом не пользоваться сетью Интернет и не давать интервью журналистам, однако Ай Вэйвэй все же дал интервью британскому Би-Би-Си. Скорее политическая активность китайского художника возвела его на первую строчку рейтинга, нежели само творчество.
Для многих это означает то, что Ай Вэйвэй показал, что искусство и художники его создающие могут принимать реальное участие в распределении сил исторической действительности. Здесь также прослеживается тезис о том, что художнику возвращаются полномочия выстраивания своей собственной карьеры в обход галеристов и прочих посредников. Неслучайно, это лишь второй случай, когда именно художник возглавляет список. Развитие арт-рынка в ХХ веке привело к беспрецедентному росту его объемов, в том числе засчет расслаивания и развития системы профессионального посредничества, когда карьера художника неизменно зависела от его влкюченности в эту систему. В прошлом году список самых влиятельных людей возглавлял американский галерист номер один — Ларри Гагосян. В то же время, налицо очередная констатация факта, что искусство все менее связано с самим искусством, то есть с самой формой, и все более сближается с политикой и журналистикой, оказываясь абсолютно во власти контекста, в которое оно включено.
Китайское правительство так и оценило данное событие: «»В Китае есть множество способных художников. Мы считаем, что выбор основан исключительно на политической предвзятости и нарушает цели, которые ставит перед собой журнал.»
Работы Ай Вэйвэя: