Во всем мире музеи активно включаются в творческие индустрии, с помощью креативного подхода увеличивая свою посещаемость, узнаваемость, культурную идентичность. Cовременная музейная среда, которая раньше приравнивалась сугубо к экспозиционному пространству, сегодня существенно расширилась. Всякий, кто хоть раз был в МОМА, музеях Гуггенхайма и так далее, знают, что современный музей — это гораздо больше, чем просто картины развешенные на стенах — это целый комплекс культурных взаимосвязей, начиная от самого здания музея и близлежащей территории и, заканчивая продукцией сувенирных магазинов, интерьером кафе и так далее. При этом вопрос концептуального решения общественных пространств отечественных музеев стоит достаточно остро. В ГМИИ им. Пушкина, к примеру, сувенирная лавка находится напротив буфета из которого доносятся ностальгические запахи как из советских столовых, из-за чего хочется бежать оттуда как можно быстрее.
18 мая в рамках Московской Ночи музеев в Третьяковской Галерее было выполнено уникальное дизайнерское решение вестибюля галереи: зоны кафе, книжной и сувенирной лавок, пространства отдыха и коммуникации посетителей, вдохновленное всемирно известной коллекцией русского авангарда, которую хранит Третьяковская галерея.
Общественное пространство музея вступает в диалог с представленными в постоянной экспозиции архитектонами Казимира Малевича, проунами Эля Лисицкого, графическими экспериментами Густава Клуциса, объектами Александра Родченко.
Художественные открытия авангарда обозначили новый курс в искусстве ХХ века, когда утилитарность, функциональность стали преобладать над «украшательством». «А всякий высеченный пяти-, шестиугольник был бы бόльшим произведением скульптуры, нежели Милосская или Давид», – утверждал Казимир Малевич. Для искусства этого времени характерно стремление «выйти на улицы», обрести «живое дыхание» в повседневности, стать полезным для человека. Организаторы проекта в качестве своеобразного оммажа решили продолжить традиции авангарда и создать проект исключительной функциональности — TRETYAKOVKA POP UP (внезапно появляться – англ.)
Третьяковка POP UP это проект художников, дизайнеров, архитекторов и партнеров, потрудившихся над воплощением и наполнением таких понятных для любого европейского музея зон, как кафе, бук-шоп, сувенирная лавка….но остающихся инновативным подходом в работе со своей аудиторией среди русских и московских музеев».