Хотя новый частный музей — Музей нонконформизма, официально открылся 24 июня, гостеприимное выставочное пространство, занимающее первый и цокольный этажи исторического здания на Мясницкой улице, хорошо известно и арт-сообществу, и широкому зрителю. Еще в начале ХХ века в этом доме располагалось общежитие студентов Строгановки и квартиры преподавателей института, а в начале 21 века в эти стены пришло искусство уже нового времени. Здесь, в Nadja Brykina Gallery — московской площадке одной из галерей Цюриха — с 2010 года постоянно проходят выставки и ретроспективы известных художников-нонконформистов и молодых русских художников, а галерист и коллекционер Надежда Брыкина, учредитель Фонда поддержки современного искусства (Nadja Brykina Foundation), продолжает дело, которым занимается уже более четверти века. “Сохранение нашей истории и культурных традиций было важно для меня с самого начала моей деятельности”, — говорит Надежда Брыкина. Не будет преувеличением сказать, что галерея и фонд давно работают как независимая исследовательская институция – кроме выставок, это и многочисленные издательские проекты, создание фильмов, участие в совместных проектах с другими российскими музеями. Теперь все они будут продолжены в новом статусе. Решение о создании музея было принято еще год назад, став логичным продолжением деятельности галереи, но открытие пришлось на драматичные события, которые случились 24 июня.

Одна из основных целей нового музея, как и фонда, открытого еще в 2018 году – способствовать популяризации и пониманию значения искусства нонконформизма 1960-70х годов в общемировом художественном контексте. Нонконформизм известен в мире и как «советский андеграунд», и как прямой наследник русского авангарда. «Искусство приобретает особую ценность, когда оно рождается в сопротивлении, вопреки всему. Все значительное, что есть в искусстве, было в свое время нонконформизмом — революционным явлением, которое общество осуждало и запрещало. Сейчас же оно признается как достояние и служит поводом для гордости», — полагает Надежда Брыкина.
Не менее важна и широкая трактовка понятия нонконформизма в новой реальности. Именно об этом на открытии говорил известный искусствовед, куратор и историк искусства, основатель ГЦСИ Леонид Бажанов, много сделавший для сохранения наследия нонконформизма и его пути к современному зрителю:
“Задача музея не только собрать вещи, принадлежащие определенным годам жизни в Советском Союзе. Попытки создания приблизительно также ориентированных коллекций есть в Москве, Европе и Америке, важнее живое действие и жизнь этого музея. Музей, связанный с конкретной эпохой, имеет будущее в связи с многозначностью термина «нонконформизм». Предстоит еще теоретически осмыслить, что это такое, понять в чем его независимое существование, в чем разность несоответствия навязываемой форме .Что такое «художественный», «интеллектуальный» и «духовный» нонконформизм.”

No comment, шамот, глазурь, 2013 г.
Основной фонд музея — коллекция Надежды Брыкиной, которая представляет творчество художников-нонконформистов: Владимира Андреенкова, Валентины Апухтиной, Игоря Вулоха, Анатолия Зверева, Юрия Злотникова, Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, Алексея Каменского, Андрея Красулина, Михаила Крунова, Игоря Новикова, Бориса Отарова, Владимира Соскиева, Олега и Ольги Татаринцевых, Игоря Шелковского, Марлена Шпиндлера, Валерия Юрлова и Владимира Яковлева и многих других. Живопись, графика и скульптура образуют три независимых, но в то же время связанных между собой раздела коллекции, хотя главную роль в собрании играет живопись, выступающая в качестве объединяющего звена.
Но особенность коллекции не только в ее масштабе и репрезентативности, но и в том, как она формировалась, начиная с 90-х годов. Не случайно справедливо полагают, что художественное собрание часто несет отпечаток личности и взглядов самого коллекционера. По словам Надежды Брыкиной, для нее всегда «первостепенное значение имели глубокие духовные, а впоследствии и дружеские связи с художниками», которых она поддерживала, собирала и продвигала.
В отличии от многих коллекционеров, опиравшихся в основном на аукционные списки и покупки на западном рынке, она планомерно строила свое собрание, открывая художников, стоявших подчас особняком даже в искусстве андеграунда, сначала для себя, а затем и для ценителей русского искусства на Западе.
Причем фокус в основном был направлен на тех нонконформистов, кто продолжая жить в СССР, а затем в России, следовали собственным художественным поискам, не присоединяясь ни к правящей партии и ее официальному искусству, ни к диссидентскому движению.
«При этом стремление художников к свободе и самовыражению, отстаивание прав на собственное мнение и идеи, обрекает их порой на трудный жизненный путь, который не сулит им материальных благ, а только плодит недругов и противников, усложняет жизнь. Это удел только для настоящих, сильных и смелых, личностей, опирающихся на наследие своих предков. Художников, обладающих великим даром интуиции» — добавила Надежа Брыкина.
Именно такая погруженность и определяла их высочайший художественный уровень. Оценивая коллекцию, профессор Сорбонны искусствовед Жан-Клод Маркадэ, написал в своем предисловии к каталогу Русского музея, где проходила одна из выставок Nadja Brykina Gallery, что художники собрания «имеют живописное понимание мира, отмеченное творческой силой духа».

темпера на бумаге, 61,5х86, 1982 г.
Так, творчество Марлена Шпиндлера — интереснейшего советского и российского нонконформиста, чье наследие еще предстоит переосмыслить, представлено в коллекции музея монографически: произведения разных периодов дают возможность увидеть его художественные поиски во всей полноте (интервью прошлого лета к московской выставке, приуроченной к 90-летию Марлена Шпиндлера).
Кроме того, Надежда Брыкина не раз подчеркивала, что видит свою задачу как галериста и коллекционера в том, чтобы находить настоящее и талантливое в современном искусстве, и показывать преемственность традиций:
«Когда все рушится, важно созидать и создавать. Стремиться к свободе самовыражения. Именно так происходит в искусстве: сначала художник получает академическое образование, а потом сопротивляется традиции, ищет свой язык, рождая нечто новое, самостоятельное».

Помимо классиков нонконформизма в коллекции и на нынешней выставке — работы поколения учеников художников 60-70-х годов, которые сохранили их философию, но перешли на современный художественный язык; среди них Михаил Крунов — ученик Алексея Каменского; художники Игорь Новиков, Ольга и Олег Татаринцевы, которые своим универсальным графическим языком отвечают на все, что происходит сегодня и в обществе, и в мире. Работы этих художников собрания вошли в нынешнюю многожанровую и полифоничную экспозицию – первую в музейном формате. Сразу при входе лаконичные абстрактные полотна Юрия Злотникова, бронзовые скульптуры Владимира Соскиева и живописные работы Марлена Шпиндлера, в просторном цокольном этаже расположились виртуозные портреты Анатолия Зверева, тонкая геометрия и минимализм Игоря Вулоха, цветные ритмы Владимира Андреенкова….

масло на холсте, 1987 г.

масло на картоне, 1963 г.
У нового музея большие планы по сотрудничеству с другими российскими культурными институциями, причем в самое ближайшее время. Так, уже в середине июля, во Владимире (Владимирском художественном музее) откроется выставка Игоря Новикова «Левитация» и пройдет презентация всех изданий фонда.

«Параллельно в рамках нашей основной деятельности – ее можно назвать популяризаторской или просветительской – мы издавали каталоги, монографии, и эта издательская деятельность нам очень важна. Мне хорошо знакомо чувство, когда ты совершаешь какое –то открытие для себя, но ты не можешь быть эгоистом и не стремиться поделиться этим. Книги на 3 или 4 языках, которые мы издаем, как раз и дают такую возможность — за эти годы мы выпустили около 30 монографий и каталогов», — говорит Надежда Брыкина.
Важность дальнейшего изучения и популяризации культуры XX века в самой России подчеркнула в своем интервью нашему изданию и нынешний директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева:
«Огромные пласты культуры исчезают именно потому, что население страны в большинстве своем не понимает ценности наследия 20 века – ценности авангарда, пост-авангарда и в том числе нонконформистов. Грамотный, планомерный показ этого искусства, в том числе за пределами Москвы и Петербурга – это очень важный процесс. […] У нас есть шанс сделать свою культуру привлекательной прежде всего и для нас самих. То, что делает Надежда Брыкина – это очень верные шаги, и я надеюсь, мы непременно продолжим развивать совместные проекты».
В рамках деятельности Фонда поддержки современного искусства накоплен немалый опыт такого сотрудничества – в 2019 году в Музее архитектуры им. Щусева с успехом проходила совместная выставка «Вертикаль – Горизонталь: Рихард Пауль Лозе – Владимир Андреенков», прошлым летом Рязанский художественный музей познакомил своих зрителей с художником Игорем Новиковым, представив его «классические» русские пейзажами с пиктограммами.

Выступая на открытии Леонид Бажанов отметил, что:
«искусство не должно замолкать, когда говорят пушки, оно живет своей жизнью всегда, это независимая субстанция. Термин «нонконформизм» затертый, но сегодня он приобретает новые звучания и смысл, который предстоит изучать в этом музее. …. Форма оппонирования, противостояния, независимого существования проектов будет существовать всегда. Чтобы ни происходило».

масло, дерево, 1961 г.
В сегодняшнем мире мы наблюдаем все более острое противостояние сил и давление на страны с богатой национальной культурой, и это создает условия для дальнейшего развития нонконформизма. На мой вопрос, как практики нонконформизма могут проявляться в творчестве сегодня в более широком контексте, один из гостей вечера, художник Валерий Юрлов, который и сам был в числе первых «беспредметников»- абстракционистов и на протяжении всего своего долгого творческого пути оставался «сам по себе», не входя ни в какие группы и объединения, сказал:
«Нонконформизм – это прежде всего индивидуальность. Почему сегодня, говоря о нонконформистах, мы вспоминаем о шестидесятниках? Да потому, что все они были в первую очередь бунтарями в искусстве, каждый был индивидуальностью. И я очень надеюсь, что новый музей будет активно способствовать рождению новых нонконформистов в лучшем понимании этого слова».
Материал подготовила: Елена Рубинова
Фото: Музей нонконформизма и авторы