В Центре Творческих Индустрий «Фабрика» открывается выставка «Личное» Юлии Цветковой. Художница, известна в связи с ведением феминистского паблика «Монологи вагины», целью которого было сексуальное просвещение. В 2019 году на художницу было возбуждено уголовное дело п.«б» ч.3 ст. 242 УК РФ («Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов с использованием сети „Интернет“», до 6 лет лишения свободы). Одной из причин стали также рисунки с изображением женских половых органов. На выставке в ЦТИ «Фабрика» представлены работы выполненные во время домашнего ареста.
Куратор выставки известный искусствовед и арт-критик Виталий Пацюков предлагает взглянуть на творчество художницы в контексте истории искусства, где восхищение женским телом насчитывает многовековые традиции. Выставка «Личное» вдохновляется «идеальными» женщинами Рубенса, архаичными девами Пикассо и картинами амазонок русского авангарда.
Пацюков так определяет оптику художницы: «Ее волнует человек, приходящий в наш странный мир, ее беспокоит не только духовный образ этого человека, но и его телесность. Своим творчеством Юлия помогает человеку преодолеть неприятие своей уязвимости и хрупкости, позволяет принять свою телесность и изначальность. Спасая человека от агрессии и жестокости навязанных стереотипов красоты, художница становится врачевателем души, страдающей и ранимой».
Юлия Цветкова родилась в 1993 году в Комсомольске-на-Амуре. 24 октября 2019 года началось уголовное преследование. 11 февраля 2020 года по версии правозащитного центра «Мемориал» признана политзаключенной. 25 марта 2020 года деятели культуры Людмила Петрушевская, Владимир Познер, Ксения Собчак, Рената Литвинова, Максим Матвеев, Евгений Стычкин записали обращения в поддержку Юлии. 16 апреля 2020 года получила международную награду «Index on Censorship» в номинации «Искусство»
В современной политической ситуации Юлия Цветкова становится активистской, но преследования художников за изображение обнаженной натуры в истории искусства — дело не новое.
В 1910 году «амазонка авангарда» Наталья Гончарова выставляет на своей первой персональной выставке 22 картины, в том числе в жанре ню. Несколько представленных работ были изъяты полицией, а экспозиция закрыта. Самой же художнице предъявили обвинение в распространении порнографии. Больше художница с этой темой не работала.
В автопортретах Эгона Шиле, выполненных после 1910-го года невозможно не отметить момента эксгибиционизма. Обнаженный художник выставляет себя на обозрение как сексуальное существо. Однако, Шиле вовсе не описывают как разнузданного эротомана; в его частой неприглядной, вымученной наготе чрезмерное выделение эротического начала было бы ошибкой. Что кажется более важным (и что находит подтверждение в его письмах и стихах) – это тот факт, что Шиле придавал большое значение пониманию и изучению своего «я».
В 1916-1917 годах Модильяни пишет серию обнаженных натур по заказу Леопольда Зборовского. Вопреки ренессансному идеалу обнаженные изображены художником с волосами не теле. Эту единственную прижизненную выставку закрыли через 2 часа после открытия по обвинению в порнографии. «Да, но у этих обнаженных – волосы!», возражали полицейские на аргументы о продолжении художником традиции Тициана.
Один из самых известных художников современности, специализирующийся на обнаженной натуре Люсьен Фрейд. Внук основателя психоанализа, один из лидеров «лондонской школы» предпочитал изображать людей не прикрывая, а подчеркивая их физиологические особенности.
Американский исследователь искусства ХХ века Кен Байнес, автор книги «Искусство и общество: секс» предложил критерии разделения эротики и порнографии. В художественной эротике присутствует индивидуальность, в большей или меньшей степени есть проработка характера. В то время как порнография – безлична, изображает самцов и самок. Восприятие художественно-эротического может быть публичным, в то время как порнография рассчитана на приватный характер просмотра.