Паблик-арт проекты Марины Звягинцевой можно увидеть в парках, больницах, школах и прочих не галерейных пространствах. К 1 сентября на фасаде столичной школы Казарновского Марина Звягинцева смонтировала гигантскую инсталляцию, превратившую здание в огромное пианино.
Марина ты известный московский художник, один из лидеров паблик-арта, но мало кто знает, что по профессии ты учитель рисования и в 1990-х преподавала ИЗО в обычной российской школе?
Да, я вела предмет “Рисование”, который в-принципе мог вести любой другой учитель: трудовик, географ. Считалось, что этот предмет особых знаний не даёт, и это просто время, в которое дети должны быть чем-то заняты. Было тяжело ломать эту систему. Но я пыталась, приносила свои собственные студенческие работы, чтобы показать детям, что я настоящий художник, а рисование — интересный предмет. У детей наверное был некий культурный шок, к чему все это? Это было не просто, и я ушла из школы, став свободным художником.
А 2011 году вновь вернулась, чтобы сделать кураторский проект «Спальный район. Открытый урок», в котором приняли участие известные российские художники ….
Да, и это было совсем другое дело. Я увидела, что дети изменились. Они уже понимают, что такое искусство, что такое классическое искусство. При этом, они совсем ничего не знают про современное. Теперь для детей культурным шоком была информация, что обычные предметы — парты, ластики могут превращаться в арт-объекты. Нам важно было показать, что такое современное искусство и как с его помощью можно преобразовывать обычные предметы. Дети участвовали в проекте на правах полноценных художников. Один школьник использовал свои дневники, сделав проект «Классное Воспоминание». Другая девочка использовала учебники. Мы им показывали как работает и мыслит современный художник.
Марина, ты также мать троих детей. Какие проблемы ты видишь в школьном образовании, которые может решить паблик-арт?
В целом, наше образование достаточно классическое. Даже в школе Ямбурга я сталкивалась с классическим подходом к образованию. Но дети то уже современные, они уже сидят в компьютерах, мыслят другим визуальным языком, разговаривают по-иному. У них другое восприятие мира, которое смотрит вперед. Существует большой зазор между классическим подходом к образованию и современным восприятием ребёнка, которые я как художник, пытаюсь сократить. Мне кажется, что как раз современное искусство, выполняет роль нитки, сшивающей эти две противоположности.
Паблик-арт помогает школе соединить классику и современность, поворачивает некий ракурс восприятия в сторону современности.
Школа в виде пианино
Расскажи, про новый проект. Зачем ты превратила здание в пианино?
Главной задачей в этом проекте было перепрограммировать старый фасад 40-х годов. Внутри школа насыщенная, современная, наполнена творчеством. Там современные классы и инструменты. А фасад — классический, скучный. Там даже были ниши для портретов вождей, которые сейчас пустуют. Мне хотелось сделать его современным.
Интересно получается, в «Открытом уроке» ты работала внутри здания, в проекте «Медиадвор» — во внутреннем дворе, а сейчас — на фасаде.
Я всегда отталкиваюсь от сайт специфик, то есть вшиваю проект в то пространство, которое мне дается и от задачи, которая ставится. В этом проекте, было взаимодействие скорее не с учениками, а с архитектурой. Внутри школа насыщена арт-объектами, которые сделали дети, а значит они итак вовлечены в творческий процесс.
Я надеюсь, что этот проект поможет ученикам мыслить более масштабно. Здание превратилось в пространство для самовыражения художника величиной 20 х 53 метра.
Такое гигантское пианино позволяет и школьникам увидеть, осознать, насколько масштабным может быть искусство. Мне кажется, что этот проект может стать примером, что нет ничего не возможного. При желании, можно целое здание изменить и превратить в музыкальный инструмент.
Спальные районы и паблик-арт
Ты также работаешь с темой «Спального района», и одна из первых стала это делать. Важен ли паблик-арт для жителей района?
Моя задача сейчас не просто внедрять современное искусство в спальный район, а перепрограммировать структуру района, делая видимыми его культурные центры. Также как проект, который я делала в галерее Ковчег (сейчас она называется галерея Парк), как школа Казарновского. Они, а не торговые центры, должны быть центром притяжения района!
Чтобы паблик-арт работал не только на территорию школы, но и на весь район, мне было важно “поднять” этот проект достаточно высоко, чтобы он был виден из-за забора, которым все же ограждена школа.
Почти в каждом районе школа — это не самое привлекательное место, хотя дети там проводят 11 лет жизни, а здания все типовые и скучные. В этом проекте «внутренность» школы вышла наружу, и люди видят, что это что-то необычное. Они понимают, что это творческая школа. По привлекательности она теперь может конкурировать с теми же торговыми центрами, которые увешаны рекламой. Но при этом — это школа!
В одной из кнопок я разместила мультимедийный экран. В школе ставят много постановок, концертов. Теперь люди, которые живут в этом районе, проходя мимо, будут об этом знать и на них приходить. Они и сейчас ходят, но это только добавит им аудиторию. А ученики будут больше гордиться местом, где учатся. Школа видна из соседних домов, видна тем, кто проезжает и проходит мимо. Сразу видно, что это необычное здание. У всех возникает вопрос: «А причём тут пианино?». И тогда люди начинают понимать, что это точка притяжения, что здесь что-то происходит.
Про паблик-арт в период пандемии
Сейчас мы все пребываем в состоянии неопределенности, в связи с пандемией, и в отношении учебного процесса тоже — мы не знаем будут ли уроки полноценными, или перейдут онлайн. Давай пофантазируем, как паблик-арт может быть полезен в таких форс мажорных обстоятельствах?
Мне кажется, что паблик-арт сейчас будет дальше развиваться, потому что люди боятся закрытых помещений. Все, что на улице — более безопасно. Мне кажется, что с точки зрения искусства паблик-арт будет более востребован, чем выставки внутри здания, где нужно соблюдать масочный режим и социальную дистанцию. Не каждый человек во время пандемии пойдёт на выставку.
И поэтому паблик-арт паблик-арт сейчас более органичен, более востребован. Любое событие на улице безопаснее, чем проиходящее внутри выставочного зала. Сейчас есть ограничение на количество людей, которые могут собираться. А для того, чтобы огромное количество людей увидели паблик-арт проект не нужно собираться. Проект “Классная игра” они могут увидеть со своего балкона. Мы даже попросили одну из мам, живущую по соседству, сделать фото из ее квартиры. Жители соседних домов видят этот проект, фотографируют, выкладывают в Инстаграм. Эффект от проекта уже расходится “кругами по воде”.
Для паблик-арта не нужно делать специальные открытия и собирать людей, они просто ходят мимо него. Мне кажется, что сейчас пойдет развитие паблик-арта более интенсивное. Это сейчас очень важный язык искусства, которым легче достучаться до зрителя. Он будет более востребован, и я надеюсь, что согласование, чтобы поставить что-то на улице, будет проходить тоже полегче.
Вообще, человечеству известны два способа снять внутреннее напряжение — это игра и искусство. Сочетание этих двух вещей позволяет человеку чувствовать себя менее запертым внутри своих эмоций. А когда человек сидит на самоизоляции и боится пандемии, ему нужен выход. Искусство даёт ему этот ключ.