В Москве в кинотеатре Ударник состоялась 11 Премия Кандинского. Среди претендентов побороться за главный приз, а помимо признания профессионального сообщества и почти невозможного при иных раскладах внимания федеральных телеканалов, это еще и общий призовой фонд более 3 миллионов рублей, фигурировали Ирина Корина, Полина Канис, Группировка ЗИП в номинации «Проект года» и Аслан Гайсумов, Саша Пирогова, Даниил Ткаченко в номинации «Молодой художник».
Все проекты безусловно интересные и достойные. Хотя само разделение на молодых художников и остальных, прочно утвердившееся на нашей арт-сцене, кажется странным, учитывая, что из года в год одни и те же имена циркулируют в рядах номинантах и победителей наших главных российский премий — Кандинского и Инновации. Видимо не хватает у нас интересных художественных проектов и это несмотря на наличие в одной лишь Москве сразу нескольких школ современного искусства?
Но без интриги все же не обошлось. Многие предполагали, что молодого художника дадут Данилу Ткаченко — у всех на устах скандал в связи с его фотопроектом горящей русской деревни, за который на художника шьют дело, обвиняя в поджоге. И хотя на премию была номинирована другая его серия, он еще непременно прозвучит внушительными суммами на российском арт-рынке. Потенциал к тому есть, если вспомнить, как документация уличной работы екатеринбугского художника Тимы Ради продалась на аукционе VLADEY за 16 000 евро.
Тем не менее, статуэтку в номинации «Молодой художник» вручили другому выпускнику Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко Саше Пироговой за проект MONO — выразительную и одновременно тонкую метафору.
Проект представлен в виде двух-канального видео. Саша Пирогова уже фигурировала в номинантах Премии Кандинского в 2013 году, а в 2014 победила в номинации «Новая генерация» на Инновации. И сейчас находится на пике карьеры — в этом году ее видео проект также была представлен в российском павильоне на Венецианской биеннале. А после Премии Кандинского ее приглашают в Парижский Центр Помпиду. Интересно кстати, что Саша — не просто молодой художник, но еще и выпускница физического факультета МГУ.
Приз в основном проекте получила красндодарская Группировка ЗИП. Кстати, в том же 2013 ЗИПы уже выходили на одну сцену с Сашей Пироговой, получив премию как лучший региональный проект.
Возвращаясь к нынешнему проекту-победителю «Остановка ДК ЗИП» — это и автобусная и трамвайная остановка, роща из макетов деревьев, школьный автобус, макет реального бара, музей заводских артефактов, утопические острова, населенные дельфинами, и рисунки, повествующие об их сосуществовании с людьми, видео-клипы на плазмах. Авторы однозначно стремятся к монуметальности.
Проект отсылает к некогда реально существовавшей остановке возле Краснодарского завода измерительных приборов, который стал для художников первой мастерской и выставочной площадкой. Непросто должно быть было экспозиционно воссоздать выставку в помещении Ударника, но арт-группа с этой задачей справилась.
Надеемся, что победа в конкурсе и завоеванный денежный приз вдохновят их и дальше заниматься развитием современного искусства в родном регионе. Группировка ЗИП (Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, братья Василий и Степан Субботины) является основателем Краснодарского института современного искусства (КИСИ), независимого фестиваля уличного искусства «МОЖЕТ», арт-резиденции «Пятихатки» и со-основателем Краснодарского центра современного искусства «Типография».
В номинации «Научная работа» победил заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, куратор,критик, колумнист Александр Боровский с трудом «Как-то раз Зевксис с Паррасием… Современное искусство: практические наблюдения», состоящим из статей и эссе. В их фокусе – собственно поэтика искусства, персоналистские и «направленческие» картины мира,реализация индивидуальных творческих интенций. Автор побуждает зрителя к самостоятельной навигации в пространстве современного искусства. Жюри предпочло это исследованием другим номинированным — коллективной монографии «Оттепель», приуроченной к одноименной выставке в Третьяковской галерее и сборнику эссе «Русская идея на сувенирном прилавке» и другие эссе о (пост)советском искусстве Алексея Бобрикова.
Премия состоялась в помещении Ударника последний раз, закончился договор аренды. Жаль, учитывая как многообещающе и захватывающе все начиналось в 2012 году. Создание центра современного искусства в Ударнике так и осталось нереализованным. А чему удивляться, ведь в отличие от западных стран у нас современное искусство на государственном уровне почти не поддерживается, и механизмов для его поддержки частным сектором нет, поэтому поддержка российской культурной экосистемы частными средствами сродни подвигу. Так и художники, точнее их определенный круг, перемещаются с одной премии на другую, потому что реальной конкуренции в российском современном искусстве почти нет.
Катя Карцева