15 ноября 2017 года на торгах Christie’s в Нью-Йоркском Рокфеллер центре после серии телефонных ставок, длившейся 19 минут полотно «Спаситель мира» (“Salvator Mundi”), считающееся последней картиной Леонардо да Винчи доступной для продажи, ушло с молотка за 450 миллионов долларов, уничтожив прошлый мировой рекорд — 179,4 миллиона долларов в 2015 г. за картину Пикассо из серии «Алжирские женщины».
Марион Манекер (Artmarket monitor) считает, что вероятность увидеть в ближайшее время на рынке еще одну схожую продажу крайне маловероятна, тем не менее – «на каждого победителя торгов приходится около дюжины дилеров, чьи ставки были перебиты и они будут продолжать охотится за новыми произведениями. Самое лучшее для аукционного дома — это работа, которая хорошо продается, порождая разочарованных непокупателей, так как это их следующие клиенты» — поясняет Манекер.
Аукционный хлеб с маслом — это работы, продающиеся за 1 или 2 миллиона долларов покупателям, надеющимся в будущем удвоить или утроить затраченное при перепродаже. Эта граница поднимается до 5-10 миллионов долларов весной и осенью, когда аукционные дома проводят большие продажи, именно на такой продали Да Винчи.
Люди, которые могут заплатить 100 миллионов долларов за картину гораздо более заинтересованы в покупке картин за 1 — 5 миллионов долларов, которые прежде так не оценивались.
В 2016 году мировые продажи картин старых мастеров составили 558 миллионов долларов. Таким образом, этот сегмент рынка искусства стал самым незначительным, в отличие от сегмента современного и послевоенного искусства составившего в 2016-м 1,1 миллиард долларов.
Старые шедевры сегодня чрезвычайно редки на рынке. Из 100 лучших аукционных продаж за все время только 8 работ были созданы до 19 века. Среди них две картины Рубенса (в том числе «Резня невинных (c.1608), проданная в 2002 году за 76,7 млн. Долларов), три родовые китайские картины и два наброска Рафаэля.
После продажи «Salvator Mundi» антикварный рынок снова в центре внимания. Это доказывает, что интерес коллекционеров к старому искусству никоим образом не уменьшился, ему просто не хватает выдающихся произведений в обращении.
Выставив работу 16 века вместе с Уорхолом в рамках торгов современного и послевоенного искусства Christie’s порвала с традициями, лишний раз констатируя факт, что главным двигателем арт-рынка теперь является современное искусство.
artmarketinsight.wordpress.com, money.cnn.com