Больше чем Cosmoscow в арт-тусовке в этом году обсуждали запуск ее сателлита ярмарки Blazar.
Арт-ярмарки диктуют бал на арт-рынке последние 10 лет, став своего рода гипермаркетами искусства. Коллекционеры небезосновательно полагают, что самое лучшее, новое и интересное представлено на них. Туда же стремятся и галереи. Популярны ярмарки и у обычного зрителя. Если покупка искусства ему не по карману, то любопытно узнать современные тренды в искусстве, посетить приуроченные мероприятия или сделать фото в яркой и зрелищной экспозиции.
Параллельно с большими ярмарками в мировой практике обычное явление — ярмарки-сателлиты. Это, проходящие в тоже время меньшие по объему и масштабу ярмарки-спутники. Для небольших галерей и молодых художников, у которых нет шансов попасть в главную ярмарку, — это хорошая возможность.
Например, вокруг запущенной в 2002 году Art Basel Miami Beach столпилось столько коллекционеров, деятелей искусства и просто любопытных творческих людей, что мероприятие переросло в Miami Art Week, которое включает не менее 10 мероприятий-спутников, специализирующихся на разных направлениях современного искусства от дизайна и фотографии, до видео-арта и дигитального искусства. Ярмарки-сателлиты есть у Парижской Fiac и Брюссельской BRAFA, и вот теперь и у нас. Но ведь и Cosmoscow стала важным событием культурной жизни столицы не так давно. Свято место пусто не бывает, рано или поздно должен был появиться ее сателлит.
Основная часть ярмарки Blazar, в отличие от других подобных событий, отведена не галереям, а художникам, которые участвуют самостоятельно. Это 400 работ 67 авторов. На ярмарке представлены в том числе участники VII Московской международной биеннале молодого искусства, 2-й Триеннале российского современного искусства и грантовой программы для художников, работающих в сфере актуального искусства Музея современного искусства «Гараж».
Для коллекционеров арт-ярмарки экономят время — на них можно посмотреть искусство, уже прошедшее качественный отбор, сравнить разные предложения и прицениться.
Добавив ложку дегтя в бочку с медом, стоит сказать, что пандемия covid-19 вскрыла множество проблем арт-рынка. И, арт-ярмарки, безусловно, — одна из них. Галереи во всем мире оказались заложниками ярмарочной стратегии, направляя все свои силы и бюджеты на подготовку к участию в этих мероприятиях, что не всегда окупается. Действовать старыми стратегиями, когда весь мир уже ищет новые, насколько это оправдано?
Впрочем, в нашей стране, где арт-рынка в западном понимании никогда и не было, крайне важно, чтобы подобные события помогали формировать осведомленность и равные возможности для начинающих авторов. Образовательная программа, лекции, круглые столы, призванные сформировать аудитории коллекционеров и научить молодых художников делать первые шаги в арт-бизнесе — вот, что в российской ситуации кажется более важным.
В рамках blazar пройдет цикл дискуссий, объединенных общим названием «Правила игры». Приглашенные эксперты обсудят, с какими трудностями сталкиваются начинающие художники и молодые профессионалы художественной индустрии, какими принципами необходимо руководствоваться, принимая те или иные решения. Будем надеяться, что Blazar — важный шаг к формированию устойчивого развития арт-рынка.