26 октября исполнилось два года с момента создания Ассоциации галерей (АГА), основанной в 2020 году по инициативе Фонда поддержки и развития современного искусства Винзавод и объединившей 22 российских галереи. Как вступить в Ассоциацию и об опыте аналогичных международных ассоциаций мы писали ранее здесь. В течение двух лет работа ассоциации велась по следующим направлениям: стандартизация деятельности; построение диалога с государственными структурами; ценообразование; организация прозрачной системы пополнения музейных фондов предметами современного искусства; логистика и таможня; международная деятельность. Владелица InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna Ксения Подойницына, директор FUTURO Gallery Анастасия Панова и владелец галереи 11.12 GALLERY Александр Шаров ответили на вопросы нашего главного редактора о том, как изменился арт-рынок после создания Ассоциации галерей, как добиться стандартизации системы и зачем нужен кодекс этики.
Какие механизмы выработала АГА за эти два года, которые сейчас помогают российской арт-системе выстоять в сложившейся кризисной ситуации?
Анастасия Панова: В любой сложной ситуации очень важно понимать, что ты не один. И это в первую очередь про чувство плеча и поддержку, а также про обмен опытом, возможность получить профессиональный или дружеский совет, грамотную оценку своих идей и решений. Поэтому механизм коммуникации внутри галерейного сообщества, как мне кажется, сейчас представляется ключевым и необходимым.
Члены АГА регулярно общаются, постоянно проводят встречи – это открывает возможность для принятия скоординированных решений, способных принести пользу всем участникам процесса. Например, в рамках АГА можно договориться о том, чтобы разделить с другими галереями стоимость логистики или фотографа на ярмарку.
Кроме того, социальные сети АГА в определенном смысле работают как афиша – выходят материалы про проекты галерей, которые открыты и доступны к посещению. Это тоже важно, потому что чаще всего в анонсы и в обзоры в СМИ попадают в основном большие музейные проекты, а тут можно посмотреть сразу срез галерейных проектов.
Александр Шаров: Налажено взаимодействие с Агентством креативных индустрий – раньше у галерей не было такого плотного партнерства. Благодаря этому сотрудничеству с прошлом году мы смогли принять участие в blazar, а в этом – в Cosmoscow (АКИ компенсировало наше участие). Все остальное будет проявляться более медленно и в долгосрочной перспективе. Сейчас мы понимаем, что ассоциация о себе уже заявила и как юридическое лицо и как структура; с ней уже хотят взаимодействовать музеи, ярмарки, разнообразные платформы, государственные структуры. Что-то будет организовано быстрее, что-то медленнее.
Благодаря Ассоциации мы регулярно участвуем в дискуссионных клубах – AGA Talks. Многие могут сказать, что это ничего не значит – поговорили и разошлись. Но такое огромное количество встреч и разговоров – разве это ни к чему не приводит? Это как круги по воде. Все эти диалоги как раз выводят на обсуждение тех вопросов, которые наболели, которые интересуют. Если мы будем молчать, то не будет и ответов.
Какие этические, юридические, консультативные функции АГА оказались особенно важны для дальнейшего развития российской арт-системы сейчас и что конкретно делается?
Ксения Подойницына: На сайте ассоциации есть кодекс этики, он очень подробно описывает возможное взаимодействие всех участников рынка, его разрабатывала Лена Селина, я принимала активное участие. На мой взгляд, это очень важный документ, и я сама с самого начала работы галереи заключала договоры с художниками, настаивая на юридической стороне вопроса.
Участникам ассоциации также доступны шаблоны договоров, который были разработаны юристами – партнерами ассоциации Delcredere – на основе кодекса этики и существующих документов, которые предоставили галеристы. Мы теперь по любым вопросам можем обращаться в АГА и получать либо полноценный ответ, либо понимание, в каком направлении двигаться. Это очень серьезная институция, важная для развития инфраструктуры всего рынка.
Анастасия Панова: Мне сложно оценивать влияние на российскую арт-систему в целом, это большой организм и пока, на мой взгляд, сложно управляемый. Само по себе основание АГА – это уже уверенный шаг, призванный упорядочить и сделать прозрачными взаимоотношения внутри этой системы и определить устойчивые ценности, шаг, который уже находит практический отклик внутри экосистемы АГА.
На сайте ассоциации в открытом доступе представлены кодекс профессиональной этики участников арт-рынка, таможенная памятка, составленная совместно с прекрасным логистическим партнером, можно запросить шаблоны договоров, регулирующие отношения с художниками – все это делает работу начинающего галериста понятной, сразу задает структуру и определяет этический вектор. Прежде, для сбора такого качества и объема информации уходили многие месяцы консультаций со старшими коллегами для настроек морально-этического компаса.
Александр Шаров: Что такое арт-система? Мы являемся этой арт-системой – мы формируем вкус, мы формируем вектор, мы знакомим наше общество с тем, что происходит на арт-рынке. Есть с одной стороны мы-галереи, а с другой – потребитель (музей, постеитель, коллекционер). Все вместе и есть арт-система. И самым важным для нее было принятие этического кодекса, над которым очень щепетильно работала Лена Селина. В документе отражены ключевые вопросы взаимоотношений между художником и галереей, галерей и галерей, покупателем и галерей, покупателем и художником.
Про таможенную памятку – этот вопрос курировал я. Надо понимать, что мы все ориентируемся на таможенный кодекс – мы не можем его перепрыгнуть. Но есть очень много вопросов, которые мы попытались расшифровать: как возвращать искусство, как вывозить, какая форма налогообложения, как делать экспертизу, где она нужна, где не нужна.
Важно, что все эти документы разработаны и доступны не только для участников АГА, но и в целом для российских галерей, худжников, покупателей, музеев. Это большой успех для стандартизации и увеличения прозрачности работы рынка.
Ксения Подойницына: Галеристам впервые удалось объединиться за более чем 30 лет существования рынка современного искусства в России. Недавно на годовом собрании коллеги делились, что сейчас стало возможным открыто обсуждать важные вопросы, количество непроясненных ситуаций уменьшается, теперь у нас есть площадка для общения, и это АГА.
Со своей стороны я курирую направление по созданию инструментов для увеличения прозрачности рынка. Нам удалось обсудить критерии того, как мы определяем, что художник является профессионалом, а также определить, какие диапазоны цены коррелируются с работами художников в соответствующей технике на соответствующем карьерном пути. Это беспрецедентно, результаты мы также планируем опубликовать на сайте АГА для удобства всех участников рынка.
Среди остальных важных направлений деятельности Ассоциации галерей:
Организация прозрачной системы пополнения музейных фондов предметами современного искусства:
Руководители группы – Сергей Попов, Емельян Захаров
Была собрана база художественных музеев России. Совместно с музейными сотрудниками был проведен анализ существующей ситуации с процессом закупок, в результате чего АГА совместно с Delcredere формирует программу корректировки законодательства.
Сегодня ассоциация работает на созданием единой базы работ музейного уровня от галерей – членов АГА, которая сможет упростить взаимодействие региональных музеев с ключевыми игроками современного арт-рынка России.
Международная деятельность:
Руководители группы – Марина Гисич и Емельян Захаров.
Ассоциация галерей стала членом Федерации европейских ассоциаций галерей (FEAGA) и участвует в ее общих собраниях и обсуждениях.