Всероссийский музей декоративного искусства в Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации представляет выставку — художественный эксперимент, в ходе которого происходит переисследование традиционных и, казалось бы, совершенно знакомых широкому зрителю предметов – методами современного искусства на базе хранилища музея. Исследовать коллекцию музея пригласили Елену Ковылину, которая в этом году празднует свой юбилей.
Как пояснила идею выставки куратор Алина Сапрыкина: «Игровую мистификацию о том, что произведения народной культуры являются предтечами инженерных достижений, а артефакты прошлого – приспособлениями забытой цивилизации, на самом деле, поддерживают хорошо знакомые нам современные явления: самолет, магнитофон, автомобиль, гироскутер, или навигатор. И все это объединено работами одной из моих любимых современных художниц – Елены Ковылиной».
Елена Ковылина считает, что : «Декоративно-прикладное искусство – это искусство, пришедшее из глубины веков, преимущественно коллективное, сформировавшееся в крестьянской среде, а также в среде городских и посадских мастеров-ремесленников. Однако, несмотря на свою кажущуюся примитивность, многие произведения являются до сих пор загадочными и не до конца понятными для современного зрителя.
Я рассматриваю эти артефакты с точки зрения развития технологий и четырех волн промышленных революций в России, сопоставляя развитие технологий и общества с развитием художественной народной культуры»,
«Васнецов», 2022
«Тарелка», 2022
«Колесница», 2022
В последние годы Елена Ковылина много работала в направлении сайнс-арт, соединяя научное искусство с перформансом и живописью. В серии работ для этого проекта она исполнила на основе орнаментов из коллекции музея фрактальные антенны, которые стали частью картин художницы: в них выражена авторская гипотеза о том, что прошлое, настоящее и будущее присутствуют в моменте «здесь и сейчас», а предметы декоративно-прикладного искусства, возможно, являются частью некоторой высокотехнологичной утерянной системы прошлого.
Фрактальные антенны, 2022
Выставка реализована при поддержке Фонда культурных инициатив. После московской выставки «Артефакты и гаджеты Елены Ковылиной» планируются к показу в других регионах России.
На выставке впервые на российском арт-рынке были применены арт-фьючерсы и арт-опционы. Интервью с продюсером проекта Сарой Виниц читать далее.