Две параллельные выставки, хотя и разные по жанру, объединены необходимостью приблизить трагическую историю Холокоста современному зрителю. Хаим Сокол рассказал корреспонденту Artandyou.ru Елене Рубиновой о важных для него темах — личной судьбы и коллективной памяти на открытии инсталляции «Снегопад» и проекта «The Lonka Project. Человек под номером».
«The Lonka Project. Человек под номером»
История проекта «Lonka» началась в 2018 году. Элеонора (Лонка) Насс прошла через Шоа, однако редко рассказывала детям о своем опыте. После смерти матери, ее дочь — Рина Кастельнуово, и ее супруг Джим Холландер, фоторепортеры, специализирующиеся на ближневосточной тематике, обратились к профессиональным фотографам с просьбой создать портреты людей, переживших Холокост, и записать их воспоминания.
В проекте приняли участие более 300 фотографов из 30 стран. В Россию привезли более 60-ти портретных снимков. Среди героев проекта – норвежский фотограф Мона Левин и виолончелистка Анита Ласкер-Вальфиш, игравшая в женском оркестре Освенцима, парижский галерист Виктор Перахия и всемирно известный кинорежиссер Клод Лелуш, пожизненный сенатор Италии Лилиана Сегре, венгерская спортсменка и пятикратная чемпионка Олимпийских игр Агнеш Келети и музыкант Руби Соснович.
Их удивительные судьбы не могут не затронуть любого, кто прочитает краткие биографии с отрывками воспоминаний, размещенными рядом с фотопортретами.
Кураторы выставки – Нина Гомиашвили и Лия Чечик – дополнили проект фотопортретами российских участников, прошедших через Шоа, в частности драматурга Александра Гельмана и театрального режиссера Камы Гинкаса. Их портреты были созданы отечественными фотографами по инициативе Еврейского музея.
Хаим Сокол «Снегопад»
Проект «The Lonka Project. Человек под номером» начинается для зрителя с инсталляции «Снегопад» Хаима Сокола. «Снегопад» – это визуализация, но без опоры на привычную образность. И эта – непривычная – эмоционально погружает зрителя в замысел художника. И в экзистенциальный холод бытия. Инсталляция представляет собой настенную роспись с изображением птиц в зимнем лесу и «снегопад» из белых веревочных лестниц. Веревочные лестницы всегда использовались, как средство для побега или спасения. Куда именно – дальше в жизнь, как рассказывают в экспозиции те герои «The Lonka Project», кому было суждено спастись и дожить до преклонных лет – или на небеса, как тысячи узников лагерей.
Хаим Сокол работает с инсталляциями, скульптурами и видео, а с недавнего времени много внимания уделяет жанру, который он сам называет термином «графическая живопись». В своем творчестве часто затрагивает темы отчуждения и изоляции в современном мире. Работая с архивными материалами и частными документами, он раскрывает историю XX века через личные судьбы и исследует проблемы исторической памяти в современном социально-политическом контексте.
«Мой проект «Снегопад» – это в некотором смысле продолжение темы. А что будет, когда уже свидетелей нет? Сейчас пока есть свидетели свидетелей, свидетели второго поколения – это мы еще. А уже наши дети ими не будут – для них — это уже рассказ о костре. Это будет событие, которое будет восприниматься как любой другой прошлый век- будь то XIX или XVIII», – размышляет художник – «Мы, конечно, можем говорить фактами или сухим языком цифр, но когда мы такую информацию получаем, то она прежде всего шокирует. И даже если мы в состоянии представить себе то, что стоит за этими фактами и цифрами, все равно это некий ужас, который блокирует воображение. … Я же пытаюсь подключить воображение. Моя вещь – это такой спектакль – пространство, где разыгрывается какая-то драма, но эта драма должна быть в голове, а для этого надо включить себе воображение».
Художественный язык Хаима Сокола, идущий не через артефакты, а через эмоциональный момент в настоящем, как нельзя более уместен. Хаим – художник метафизический во всем, что делает. Тем более когда работает с важными для него темами — личной судьбы и коллективной памяти. И каждый раз по-разному. И хотя у этого есть и личный аспект – отец художника в начале войны одиннадцатилетним мальчиком оказался в еврейском гетто на территории оккупированной немцами Украины, но Хаим, который обратился к этой теме еще в середине 2000-х, увел ее далеко за рамки автобиографического повествования.
Елена Рубинова для Artandyou.ru
Заглавное фото: Роберт Гумперт. Леон Мальмед. 2019South Lake Tahoe, California, USAPhoto © Robert Gumpert / The LonkaProject, 2019 (USA). Фото предоставлены пресс-службой музея, агентством ArtPR International, Еленой Рубиновой.