Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

«А что будет, когда свидетелей уже нет?» инсталляция Хаима Сокола открыла международный проект о Холокосте


В Еврейском музее и центре толерантности открылись сразу две выставки – международный фотопроект «The Lonka Project. Человек под номером», посвященный бывшим узникам нацизма, пережившим Холокост, и инсталляция «Снегопад» российского художника Хаима Сокола.

Leon and his family were living in the town of Compiègne, occupied France, when the French police came for his parents. Leon was four and his older sister Rachel was ten. The downstairs neighbors told Leon's parents and the police that they would look after the children until the parents were released. They never returned. Leon's mother, Chana, died either on the way to Auschwitz or immediately upon arrival, as she was never tattooed. She was 31. His father Srul died in 1944 at age 38, a few months before the camp was liberated. The downstairs neighbors, Henri and Suzanne Ribouleau, became the childrens’ second parents. Leon is holding portraits of the four people he considers his parents. In his left hand a portrait of his parents, last seen being taken away by the French police in 1942, and in his right, his second parents, who took in Leon and his sister on that day, instead of letting the police take them away as well.

Две параллельные выставки, хотя и разные по жанру, объединены необходимостью приблизить трагическую историю Холокоста современному зрителю. Хаим Сокол рассказал корреспонденту Artandyou.ru Елене Рубиновой о важных для него темах  — личной судьбы и коллективной памяти на открытии инсталляции «Снегопад» и проекта «The Lonka Project. Человек под номером».

«The Lonka Project. Человек под номером»

История проекта «Lonka» началась в 2018 году. Элеонора (Лонка) Насс прошла через Шоа, однако редко рассказывала детям о своем опыте. После смерти матери, ее дочь — Рина Кастельнуово, и ее супруг Джим Холландер, фоторепортеры, специализирующиеся на ближневосточной тематике, обратились к профессиональным фотографам с просьбой создать портреты людей, переживших Холокост, и записать их воспоминания.

Зив Корен. Четверо выживших в Освенциме:
Шмуэль Блюменфельд, Иегуда Маймон,
Барух. Кашер, Томми Шварц Шахам. 2019

В проекте приняли участие более 300 фотографов из 30 стран. В Россию привезли более 60-ти портретных снимков. Среди героев проекта – норвежский фотограф Мона Левин и виолончелистка Анита Ласкер-Вальфиш, игравшая в женском оркестре Освенцима, парижский галерист Виктор Перахия и всемирно известный кинорежиссер Клод Лелуш, пожизненный сенатор Италии Лилиана Сегре, венгерская спортсменка и пятикратная чемпионка Олимпийских игр Агнеш Келети и музыкант Руби Соснович.

Хесси Тафт

Их удивительные судьбы не могут не затронуть любого, кто прочитает краткие биографии с отрывками воспоминаний, размещенными рядом с фотопортретами.

Фрагмент экспозиции

Кураторы выставки – Нина Гомиашвили и Лия Чечик – дополнили проект фотопортретами российских участников, прошедших через Шоа, в частности драматурга Александра Гельмана и театрального режиссера Камы Гинкаса. Их портреты были созданы отечественными фотографами по инициативе Еврейского музея.

Хаим Сокол «Снегопад»

Проект «The Lonka Project. Человек под номером» начинается для зрителя с инсталляции «Снегопад» Хаима Сокола. «Снегопад» – это визуализация, но без опоры на привычную образность. И эта – непривычная – эмоционально погружает зрителя в замысел художника. И в экзистенциальный холод бытия. Инсталляция представляет собой настенную роспись с изображением птиц в зимнем лесу и «снегопад» из белых веревочных лестниц. Веревочные лестницы всегда использовались, как средство для побега или спасения. Куда именно – дальше в жизнь, как рассказывают в экспозиции те герои «The Lonka Project», кому было суждено спастись и дожить до преклонных лет – или на небеса, как тысячи узников лагерей. 

Инсталляция Снегопад.
Хаим Сокол
Инсталляция «Снегопад».
Хаим Сокол

Хаим Сокол работает с инсталляциями, скульптурами и видео, а с недавнего времени много внимания уделяет жанру, который он сам называет термином «графическая живопись». В своем творчестве часто затрагивает темы отчуждения и изоляции в современном мире. Работая с архивными материалами и частными документами, он раскрывает историю XX века через личные судьбы и исследует проблемы исторической памяти в современном социально-политическом контексте.

Хаим Сокол и Елена Рубинова

«Мой проект «Снегопад» – это в некотором смысле продолжение темы. А что будет, когда уже свидетелей нет? Сейчас пока есть свидетели свидетелей, свидетели второго поколения – это мы еще. А уже наши дети ими не будут – для них — это уже рассказ о костре. Это будет событие, которое будет восприниматься как любой другой прошлый век- будь то XIX или XVIII», – размышляет художник «Мы, конечно, можем говорить фактами или сухим языком цифр, но когда мы такую информацию получаем, то она прежде всего шокирует. И даже если мы в состоянии представить себе то, что стоит за этими фактами и цифрами, все равно это некий ужас, который блокирует воображение.  … Я же пытаюсь подключить воображение. Моя вещь – это такой спектакль – пространство, где разыгрывается какая-то драма, но эта драма должна быть в голове, а для этого надо включить себе воображение». 

«В Израиле галеристы неохотно с нами разговаривали — художников из России приехало много. Но мне повезло» Читать далее

Хаим Сокол. Снегопад
Рисунок к инсталляции «Снегопад».
Хаим Сокол.

Художественный язык Хаима Сокола, идущий не через артефакты, а через эмоциональный момент в настоящем,  как нельзя более уместен. Хаим – художник метафизический во всем, что делает. Тем более когда работает с важными для него темами  — личной судьбы и коллективной памяти. И каждый раз по-разному. И хотя у этого есть и личный аспект – отец художника в начале войны одиннадцатилетним мальчиком оказался в еврейском гетто на территории оккупированной немцами Украины, но Хаим, который обратился к этой теме еще в середине 2000-х, увел ее далеко за рамки автобиографического повествования. 

Елена Рубинова для Artandyou.ru

Заглавное фото: Роберт Гумперт. Леон Мальмед. 2019South Lake Tahoe, California, USAPhoto © Robert Gumpert / The LonkaProject, 2019 (USA). Фото предоставлены пресс-службой музея, агентством ArtPR International, Еленой Рубиновой.