Балет как область театра связан с немалой работой художников. Это в первую очередь касается вопросов оформления спектакля, театрально-декорационного искусства, сценографии. В этом смысле взаимосвязь и взаимовлияние балета и изобразительного искусства очевидны. Театр как синтетическое искусство внимает в себя различные формы, в том числе и изобразительного искусства. Балет – это триединство музыки, танца и изобразительного решения. Декорации, мезансцены — все это моменты изобразительного искусства, а тела танцоров, их позы, движения, пластика могут вызывать ассоциации со скульптурной лепкой. Однако оставим театрально-декорационное искусство и танец искусствоведам, и обратимся к другой форме взаимовлияния и взаимообогащения изобразительного искусства и балета – образам русского балета в мировом изобразительном искусстве и влиянию изобразительного искусства на популяризацию и создание положительного имиджа русского балета в мире.
Известно, что образы балета вдохновляли многих и многих художников, находя отражение в их творчестве. Живопись, графика, фотография и скульптура обладая богатыми изобразительно-выразительными возможностями, являются мощной силой эмоционально-интеллектуального воздействия. Методами художественного символа, способного влиять на массовые взгляды и культурные процессы.
В этом ключе исследование темы балета в изобразительном искусстве позволяет проследить также и значение русского балета в мировом контексте. Художники, обращаясь к образам балета в своем творчестве, подчиняя их своим художественным задачам, в тоже время дают оценку и видение роли балета в обществе.
Когда русский балет выходил на лидирующие позиции в мировом культурном процессе, это же находило отражение и в изобразительном искусстве. А свою очередь изобразительное искусство выносило балет за рамки непосредственно театра, делая его достоянием еще более широкого круга людей. Имея общие черты с коммуникативным пространством пропаганды, искусство в разные время выступало также способом популяризации русского балета в обществе, формировании его положительного имиджа.
Для популяризации русского балета за рубежом много сделал С.П.Дягилев – импресарио, театральный деятель и пропагандист русской культуры, который для своих «русских балетных сезонов» начавшихся в 1909 году в Париже, Лондоне, Риме и других городах, привлекал огромное количество художников. Н. Гончарова, М. Ларионов, М.В. Добужинский, Н.К.Рерих, А.Н.Бенуа, З. Серебрякова, К.А. Коровин, А.Я.Головин, Л.С.Бакст, С.Ю.Судейкин, Б.Н. Анисфельд и многие другие не только создавали декорации для балета, но самодостаточные художественные произведения оставившие след в мировой художественной культуре.
Русский модерн и русский балет неразрывно связаны друг с другом.
Почти все великие художники того времени обращались к балету в своем творчестве, а балет, в свою очередь, стремился опереться на образы живописи, графики, скульптуры. Обогащение изобразительного искусства и балета, приведение их на новый уровень здесь очевидно. Именно в эти годы устанавливается сохранившийся до наших дней авторитет русской балетной школы. Дягилев всего за 2 десятилетия меняет представление жителей этих стран о балете, побуждает интерес к русской культуре.
Лев Бакст первый, кто начал рисовать эскизы к костюмам в движении.
Дягилев привлекает не только русских художников к работе над балетами, но и великих мировых мастеров, ставших классиками уже при жизни, таких как Пабло Пикассо, Анри Матисс, Жорж Брак. Пикассо создал для балета «Парад» свое самое большое произведение площадью 170 кв.м и весом в 45 кг. Декорации к «Параду» стали для Пикассо важным моментом в творчестве: художник отошел от модного кубизма и отказался эксплуатировать военную тему, к которой обращались все современники.
Пикассо так же создал в качестве зановеса к балету “Letrainbleu” работу размером 10 на 11 метров.
Совокупный имидж этих художников, магия их имени, не могли не отразиться на популяризации русского балета за рубежом и его роли в мировом художественном процессе. Проводятся отдельные выставки, на которых представлены эскизы, рисунки, фрагменты декораций и костюмов русских балетов.
Тема русского балета получила также существенное развитие в искусстве фотографии. Между балетом и фотографией всегда существовало мощное притяжение, которое часто перерастало в страсть. Фотографы оказывались завороженными скульптурной красотой человеческого тела, его кинетическими возможностями.
Анни Лейбовиц однажды сказала: «Танец почти невозможно снимать, потому что он рождается из воздуха и исчезает в воздухе».
Вероятно, именно жажда совершить невозможное владела великими фотографами, когда они снова и снова фотографировали балет, пытаясь поймать воздух в свой объектив. Роман фотографии и балета − это история драматичных отношений статики и динамики. А в конечном итоге − попытка каждого из этих искусств, объединившись, расширить свои пределы.
Русский балет как общемировой феномен выходил далеко за рамки театра, задавая тренды и направляя развитие многих других культурных индустрий. Фотографии Нуриева, Барышникова, Плисецкой, Вишневой, Тумановой и так далее публиковались в ведущих глянцевых изданиях, таких как Vogue и Vanity Fair. Их образами вдохновлялись ведущие мировые дизайнеры и модельеры.
Русский балет снимали все главные мастера ХХ века – Хельмут Ньютон, Анни Лейбовиц, Сесил Битон, Ричард Аведон и так далее. Их снимки не только являлись самодостаточными художественными произведениями, но и продавались на аукционах за большие деньги. Таким образом, общество потребления воспринимало звезд балета, как иконы, легенды. Образ, которых во многом был сформирован тиражированием их образов в СМИ, а также разжиганием ажиотажа аукционными домами, продающими снимки с их изображением, пуанты и так далее.
Русский балет сегодня по-прежнему не перестает будоражить умы художников, наших современников. Пусть это и не так повсеместно как во времена Дягилева или в 60-е годы ХХ века, но звезды русского балета известны на весь мир и по сей день. Их снимают известные фотографы, к ним обращаются в рекламе ведущих брендов.