Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Русский балет в изобразительном искусстве

1

Балет как область театра связан с немалой работой художников. Это в первую очередь касается вопросов оформления спектакля, театрально-декорационного искусства, сценографии.  В этом смысле взаимосвязь и взаимовлияние балета и изобразительного искусства очевидны. Театр как синтетическое искусство внимает в  себя различные формы, в том числе и изобразительного искусства. Балет – это триединство музыки, танца и изобразительного решения. Декорации, мезансцены — все это моменты изобразительного искусства,  а тела танцоров, их позы, движения, пластика могут вызывать ассоциации со скульптурной лепкой. Однако оставим театрально-декорационное искусство и танец искусствоведам, и обратимся к другой форме взаимовлияния  и взаимообогащения изобразительного искусства и балета – образам русского балета в мировом изобразительном искусстве и влиянию изобразительного искусства на популяризацию и создание положительного имиджа русского балета в мире.

Известно, что образы балета  вдохновляли многих и многих художников, находя отражение в их творчестве.  Живопись, графика, фотография и скульптура  обладая богатыми изобразительно-выразительными возможностями, являются  мощной силой  эмоционально-интеллектуального воздействия. Методами художественного символа, способного влиять на массовые взгляды и культурные процессы.

В этом ключе исследование темы  балета в изобразительном искусстве позволяет проследить также и значение русского балета в мировом контексте. Художники, обращаясь к образам балета в своем творчестве, подчиняя их своим художественным задачам, в тоже время дают оценку и видение роли балета в обществе. 

Когда русский балет выходил на лидирующие позиции в мировом культурном процессе, это же находило отражение и в изобразительном искусстве. А свою очередь изобразительное искусство выносило балет за рамки непосредственно театра, делая его достоянием еще более широкого круга людей.  Имея общие черты с коммуникативным пространством пропаганды, искусство в разные время выступало также способом популяризации русского балета в обществе, формировании его положительного имиджа.

Для популяризации русского балета за рубежом много сделал С.П.Дягилев – импресарио, театральный деятель и пропагандист русской культуры, который для своих «русских балетных сезонов» начавшихся в 1909 году в Париже, Лондоне, Риме и других городах, привлекал огромное количество художников. Н. Гончарова, М. Ларионов, М.В. Добужинский, Н.К.Рерих, А.Н.Бенуа, З. Серебрякова,  К.А. Коровин, А.Я.Головин, Л.С.Бакст, С.Ю.Судейкин, Б.Н. Анисфельд и многие другие не только создавали декорации для балета, но  самодостаточные художественные произведения оставившие след в мировой художественной культуре.

Русский модерн и русский балет неразрывно связаны друг с другом.

Почти все великие художники того времени обращались к  балету в своем творчестве, а балет, в свою очередь, стремился опереться на образы живописи, графики, скульптуры. Обогащение изобразительного искусства и балета, приведение их на новый уровень здесь очевидно. Именно в эти годы устанавливается сохранившийся до наших дней авторитет русской балетной школы.  Дягилев всего за 2 десятилетия меняет представление жителей этих стран о балете, побуждает интерес к русской культуре.

Лев Бакст  первый, кто начал рисовать эскизы к костюмам в движении.

Лев Бакст. Эскиз к балету «Шехеризада».
Лев Бакст. Эскиз к балету «Шехеризада».

Дягилев привлекает не только русских художников к работе над балетами, но и великих мировых мастеров, ставших классиками уже при жизни, таких как Пабло Пикассо, Анри Матисс, Жорж Брак.  Пикассо создал для балета «Парад» свое самое большое произведение площадью 170 кв.м и весом в 45 кг. Декорации к «Параду» стали для Пикассо важным моментом в творчестве: художник отошел от модного кубизма и отказался эксплуатировать военную тему, к которой обращались все современники.

П. Пикассо. Занавес к балету «Парад».
П. Пикассо. Занавес к балету «Парад». Произведение площадью 170 кв.м и весом в 45 кг.

Пикассо так же создал в качестве зановеса к балету “Letrainbleu” работу размером 10 на 11 метров.

Занавес к балету «Голубой экспресс» 
Пабло Пикассо
Занавес к балету «Голубой экспресс»
Пабло Пикассо 10х11 метров.
Джейми Уайет. Портрет Рудольфа Нуриева.

Совокупный имидж этих художников, магия их имени, не могли не отразиться на популяризации русского балета за рубежом и его роли в мировом художественном процессе. Проводятся отдельные выставки, на которых представлены эскизы, рисунки, фрагменты декораций и костюмов русских балетов.

Тема русского балета получила также существенное развитие в искусстве фотографии. Между балетом и фотографией всегда существовало мощное притяжение, которое часто перерастало в страсть. Фотографы оказывались завороженными скульптурной красотой человеческого тела, его кинетическими возможностями.  

Анни Лейбовиц однажды сказала: «Танец почти невозможно снимать, потому что он рождается из воздуха и исчезает в воздухе».

 Вероятно, именно жажда совершить невозможное владела великими фотографами, когда они снова и снова фотографировали балет, пытаясь поймать воздух в свой объектив. Роман фотографии и балета − это история драматичных отношений статики и динамики. А в конечном итоге − попытка каждого из этих искусств, объединившись, расширить свои пределы.

Русский балет как общемировой феномен выходил далеко за рамки театра, задавая тренды и направляя развитие многих других культурных индустрий. Фотографии Нуриева, Барышникова, Плисецкой, Вишневой, Тумановой и так далее публиковались в ведущих глянцевых изданиях,  таких как Vogue и Vanity Fair.  Их образами  вдохновлялись ведущие мировые дизайнеры и модельеры.

Анни Лейбовиц, Михаил Барышников и Роб Бессерер.
Анни Лейбовиц, Михаил Барышников и Роб Бессерер.

Русский балет снимали все главные мастера ХХ века – Хельмут Ньютон, Анни Лейбовиц, Сесил  Битон, Ричард Аведон и так далее. Их снимки не только являлись самодостаточными художественными произведениями, но и продавались на аукционах за большие деньги.  Таким образом, общество потребления воспринимало звезд балета, как иконы, легенды. Образ, которых во многом был сформирован тиражированием их  образов в СМИ, а также разжиганием ажиотажа аукционными домами, продающими снимки с их изображением, пуанты и так далее.

Ричард Аведон. Рудольф Нуриев. 1962.
Сесил Битон. Майя Плисецкая. 1962.
Владимир Сычев. Михаил Барышников и Роман Полански. 1982.
Владимир Сычев. Михаил Барышников и Роман Полански. 1982.

Русский балет сегодня по-прежнему не перестает будоражить умы художников, наших современников.  Пусть это и не так повсеместно как во времена Дягилева или в 60-е годы ХХ века,  но звезды русского балета известны на весь мир и по сей день. Их снимают известные фотографы, к ним обращаются в рекламе ведущих брендов.

Николай Цискаридзе.
Николай Цискаридзе.
Патрик Демаршелье. Диана Вишнева.
Патрик Демаршелье. Диана Вишнева.
Светлана Захарова с часами Audemars Piguet.
Светлана Захарова с часами Audemars Piguet.