De gustibus et coloribus non disputandum. – О вкусах и цвете не спорят.
Цвет является одним из основных выразительных средств изобразительных искусств, будь то живопись, графика или фотография. Крупнейший исследователь цвета в искусстве Иоханнес Иттен говорит о важности изучения не только собственно физических свойств цвета, но, в первую очередь, его психофизиологической реальности (подробнее о цвете в его труде «Искусство цвета»). Иными словами,
для художника важно не только изучение физики «известного» цвета, но также и наблюдение за восприятием «видимого» человеческим глазом цвета.
Так, например, белые цветы видятся рано утром желтоватыми, днем — голубоватыми, вечером — красноватыми и возможно даже зеленоватыми, когда они находятся между сильно освещенными кустами и деревьями. Но на видение человека всегда оказывает влияние его знание цветов. Поэтому цветы являются всегда белыми, так как сознание человека однажды уже определило их как белые и зарегистрировало их таковыми в своей памяти. В живописи в конце 19 века импрессионисты использовали этот опыт в своих картинах. Они рисовали портреты и жанровые сцены не теми цветами, которые они «знали», а которыми они действительно в природе «видели». Вместе с завершенными и иногда преувеличенными передачами отражающих цветов природы на все окружение и даже воздух они создавали завершенными импрессиями впечатления от природы, цветового настроения и атмосферы.
В портретах Жана Огюста Ренуара (Jean Renoir) у девочки красные тени на лице, потому что на ней яркая красная блузка, а портрет в тени напластован синим цветом, сцена на лугу или под деревьями преисполнена различными зелеными отражениями.
В монохромном изображении основным выразительным средством предстает световой контраст — созданная освещением разница светлого и темного. При работе с цветом появляется множество возможностей контраста. Важно помнить, что очень деликатные нюансы цветов легко теряются при неудачном их сочетании. Виной этому так называемый симультанный контраст.
Симультанный контраст — явление, при котором человеческий глаз при восприятии какого-либо цвета порождает дополнительный ему цвет. Любой цвет действует интенсивнее и более ярко, когда по близости появляется его дополнительный цвет или один из его родственных оттенков. И он выглядит более матовым, когда рядом находятся его собственные цветовые оттенки. Симультанные цвета возникают лишь как ощущение, так как объективно все цвета сохраняют их тональность, чистоту и яркость. Умело используя этот своего рода оптический обман можно усилить бледные, преломленные, невзрачные цвета, а слишком кричащие смягчить.
Например, если у изображаемой модели немного бледный цвет лица, который необходимо представить несколько интенсивнее и здоровее, то её необходимо поместить по возможности в контраст с матовыми, преломленными, холодными оттенками. Для этого годятся цвета от серо-голубого до серо-зеленого, которые, однако, из-за светового контраста не должны быть слишком темными.
Если необходимо смягчить слишком сильный красный тон лица, то можно оптически родные ему цвета распределить в большей чистоте, потому что эти преломленные цвета всегда придают некоторую матовость.
Один маленький нюанс может изменить характер всего изображения. Например, кричащая красная губная помада делает остальной тон кожи в большинстве случаев более бледным, а легкий пастельный тон наоборот освежает лицо. Поэтому макияж играет большую роль в портретной фотографии.
Симультанный контраст важно учитывать всем, кто работает с цветом. Художник часто на интуитивном уровне чувствует гармоничное или неблагозвучное сочетание цветов. В ситуациях сомнения правильное решение помогает обнаружить предварительный эскиз и теоретическое знание, при каких условиях возникают симультанные вибрации и как их можно избежать. Гете называл симультанный контраст «первейшим качеством цвета, дающим возможность использовать его в эстетических целях».
Текст: Полина Долганова