Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Тренды арт-рынка в работах молодых художников 


Кураторы, арт-дилеры и теоретики современного искусства обсудили тренды молодого искусства и их влияние на арт-рынок

screenshot-2024-09-10-15.07.14

В галерее SISTEMA открывается выставка-исследование «Быстрые свидания. Тренды арт-рынка в работах молодых художников», ставящая своей целью анализ тенденций, которые возникли в последнее десятилетие в российском современном искусстве. В проекте приняли участие 55 молодых авторов и более 250 произведений: живопись, графика, объекты, инсталляции, фотография, видео, керамика, стекло, металл, текстиль. Объединив произведения художников в начале карьеры, куратор Надя Октябрь наметила десять трендов российского арт-рынка, которые по ее мнению набирают популярность и остаются востребованными, обозначая и дальнейшие векторы развития. Artandyou попросили экспертов теоретиков и арт-дилеров Александру Орлову, Анастасию Волкову, Сару Виниц обсудить данные тренды в более широком ключе, в том числе с акцентом на стратегии коллекционирования.

По мнению куратора выставки «Быстрые свидания. Тренды арт-рынка в работах молодых художников» в SISTEMA GALLERY Нади Октябрь «Современное искусство в 2010–2020-х годах находится между двумя противоположными тенденциями: влиянием цифровых технологий и нейросетей и возвращением к ремесленным и рукодельным практикам — текстиль, керамика, стекло, металл. Во многом новые веяния формируются в поисках альтернативных выразительных средств и благодаря упрощению и появлению новых технических возможностей как работы с материалами, так и с различным программным обеспечением. Стилистически можно выделить три основных тренда: постцифровое искусство, новый символизм и сюрреализм, новый наив. Под словом «новый» понимается новое прочтение стиля, схожесть методов работы. Отдельное направление, которое получает развитие, можно обозначить как «пленэрные исследования», в котором художники осмысляют личную и общую историю через память конкретных мест».

10 трендов в современном искусстве

1. Новый наив:

В 2020-х стала заметной волна нового наивного стиля, который проявился и в дизайне, и в одежде, и в татуировках. Мода на непосредственность, возможность «расслабится и быть собой» привнесла в искусство легкость и юмор, уютные бытовые сцены, смешных персонажей. Это отразилось не только в живописи, но и в керамике. Здесь характерна детская упрощенная манера, с как бы неправильными композициями, ошибками, яркими цветами.

2. Цифровые технологии и интернет-культура

Цифровые технологии и интернет-культура как части неотъемлемого современного визуального опыта отражаются в искусстве, формируют новый гибридный художественный язык. Это постцифровое влияние проявляется по-разному. С одной стороны, в противовес совершенствованию цифровой графики художники находят живописную выразительность в ранней анимации видеоигр 1990–2000-х годов, простой полигональной графике, случайных искажениях, сбоях.

3. Сюрреалистические сюжеты

С другой стороны, фантастические мультивселенные современных видеоигр и кино способствуют распространению сюрреалистических сюжетов с изображением неопределенных пространств и образов. Тенденция к сюрреализму связана и с тем, что многие художники эскизируют в графических программах, где есть возможность коллажировать, генерировать и дорабатывать изображение. 

4. Нейросети

В 2020-х годах стремительно вошли в поле экспериментов художников как инструмент для создания и доработки произведений: изображение, видеоанимация, текст, звук, объемные формы и их печать 3D-принтером. Сгенерированные искусственным интеллектом материалы с элементом случайности компиляций сами по себе фантастичны и сюрреалистичны и оказывают соответствующее влияние на искусство.

5. Объектно-ориентированное искусство

Значительное влияние на современное искусство оказала философия спекулятивного реализма 2000-х годов, которая заново поставила вопросы о мире за пределами человеческого восприятия. Осмысляя это, сформировалось объектно-ориентированное искусство, которое, задействуя экспериментальные техники и аутсайдерские практики, обратилось к поиску «внечеловеческих» форм и образов «сбоя реальности». Можно сказать, что спекулятивный реализм способствовал возвращению символизма и сюрреализма в искусстве, в том числе в живописи, так же как на рубеже XIX–ХХ веков мистики обращались к размышлениям о пространствах и образах за пределами понимания. 

Венецианская биеннале 2022 года под общей темой «Молоко сновидений» во многом была посвящена этим размышлениям о «постчеловеческом»: трансформации, перевоплощения, сказочные миры, фантастические существа, мистика, спиритизм, сновидения, отношения человека с технологиями, пересмотр места человечества в природе, гипотезы далекого будущего. На этой биеннале был поднят большой пласт художников-сюрреалистов XX века, в том числе забытые имена, что также актуализировало интерес к этому направлению.

В поисках альтернативных выразительных средств и благодаря упрощению и появлению новых технических возможностей работы с материалами проявились ремесленные тренды. 

6. Керамика

Остается популярной, пережив невероятный рост за прошлое десятилетие. Отойдя от студийной строгости и функциональности, керамика стала полем для экспериментов, новым скульптурным материалом. Многие художники добавили этот медиум к своим практикам, таким образом стилистически керамика разделилась по доминирующим направлениям: новый сюрреализм, новый наив, концептуальные проекты, объектно-ориентированное искусство. Новой волне характерно стремление к абстрактным формам, некоторой кажущейся небрежности и случайности, что делает керамику живым, трансформирующимся объектом. 

7,8 Металл и Стекло

Такой же свободный подход проявляется в работе с металлом. В качестве новой техники добавилась машинная печать на металле вместо гравировки. Стекло осваивается не как декоративный, а как художественный, концептуальный материал.

9. Текстиль

занимает особое место в 2020-х годах, переживая рост популярности: роспись ткани, объекты, ткачество и рукоделие. В зарубежном контексте текстильные практики главным образом связаны с обращением художников к традиционным ремеслам их народов, с попыткой осмысления через них своей культурной и национальной идентичности (Африка, Индия и др.). Возможно, это стало импульсом в XXI веке для многих других художников расширить медиа, заняться прикладными техниками. Показательной в плане работы с текстилем и рукоделием является Венецианская биеннале 2024 года с обобщающей темой «Чужестранцы повсюду», связанной с вопросами миграции и деколонизации.

10. Пленэрные исследования

В связи с актуализацией вопроса поиска идентичности через место или местность (в географическом масштабе или в масштабе двора) получает развитие направление, которое можно обозначить как «пленэрные исследования». Здесь место рассматривается как хранилище памяти и жизненного опыта. Художники размышляют об этом через конкретные или собирательные ностальгические образы, выраженные через живопись, графику, объекты, найденные предметы. 

Поскольку искусство XXI века по-прежнему находится на пути самоопределения, тема трендов носит предположительный характер и является поводом для более широкой дискуссии. Artandyou обратился к теоретикам современного искусства и арт-дилерам, чтобы разносторонне обсудить как новые виды искусства адаптируются арт-рынком.

Старший преподаватель РГГУ, кандидат философских наук Александра Орлова считает, что: «Текстиль и керамика, всё же не тренды. В сфере творческого образования отделения прикладного искусства существовали всегда. И речь здесь не только об утилитарных предметах (хотя, конечно, основная функция именно такая), а о предметах, где художественная концепция и авторский почерк стоят на первом месте. В качестве примера можно взять русский авангард, где эксперименты в области ДПИ оставили огромный пласт художественного наследия. Текстильные орнаменты Варвары Степановой, чайный сервиз Казимира Малевича и т.д. Одними из самых значимых институций, стоящих у истоков могут считаться Баухаус и ВХУТЕМАС. Гораздо интереснее посмотреть на темы. Например, в 2023 и на Blazar, и на Cosmoscow многие произведения были связаны с темой грибов. Как раз использование такого образа можно назвать тенденцией, так как ряд художников, не зависимо друг от друга их изобразили в том или ином материале (керамика, живопись, рисунок, цифровое искусство). Еще одна тенденция, которую можно выделить по ярмаркам прошлых лет – обращение к фольклору. Тут тоже можно найти много интересного с точки зрения того какие мотивы интересны художникам и как они с ними работают. Самое важное, что мало кто из авторов идёт от материала, наоборот, сначала есть тема, а потом уже появляется способ её визуализации».

Основательница SISTEMA GALLERY Анастасия Волкова также разделяет мнение, что коллекционеров волнует тема и сюжет: «На российском рынке только серийные и зачастую публичные коллекционеры, глубоко погруженные в тему искусства, приобретают работы за пределами стандартных живописи, скульптуры, керамики. В данном случае тренды проявляются скорее в сюжете, нежели чем в материале или технике. Всегда пользуются спросом работы, которые несут в себе частичку жизненного пути художника: это могут быть воспоминания из детства, собирательные образы снов и личных переживаний. Также коллекционерам интересно, когда художники делают отсылки к знакомым всем событиям, знакам, местам, когда произведения являются частью общего культурного кода. Если все же говорить про медиумы, то в последнее время и на мировых и на российских арт-ярмарках можно найти множество произведений с элементами текстиля, или же полностью из текстиля. Ну и, конечно, все большее количество галерей начинается взаимодействовать с дижитал искусством, которое так или иначе было создано посредством новых технологий. Этот вид искусства сейчас очень популяризируется посредством различных коллабораций и цифровых проектов, хотя зачастую не коммерциализируется напрямую».

Лена Богатырева
О том, как важно читать условия, помеченные звездочкой,
печать на баннере, аэрозольные краски, бриллиантовый зеленый, 190х270 см, 2024

Тренды и стратегии коллекционирования

Те или иные техники, с которыми работают молодые авторы, заведомо имеют свои специфические особенности: производства, хранения, логистики, ценообразования и не всегда это напрямую коррелируется с деятельностью арт-институций. Арт-консультант, основательница Sarah Vinitz Foundation Сара Виниц отмечает, что: «Рынок максимально реагирует на живопись, рисунок в целом и фотографию. В то время, как художественная система в лице институций представляет многомерные проекты, в которых визуал является лишь одной из частей, по прежнему в тренде видео-арт и саунд-арт, конечно главное заключается в смыслах, которые транслируют авторы, без них не работают никакие современные технологии. Смысловые тенденции на мой взгляд сконцентрированы вокруг гендерного разнообразия, противостояния ксенофобии и поиске самоидентичности».

Как арт-консультант Сара Виниц выступает за «диверсификацию корзины коллекций, если концепция не предусматривает обратного. Огромный потенциал в развитии продаж диджитал-арта, видео-арта и в целом новых медиа: хранить легко, места не занимает, транспортируется легко, визуально эффектны при демонстрации, удобно предоставлять фестивалям и музеям, организовывать некоммерческий просмотр для ближнего круга, пересматривать самим. Яркие мировые примеры коллекций в области видеоарта — это коллекция Louis Vuitton Foundation, бельгийская La Vanhaerents Art Collection, коллекция Заблудовичей в Лондоне, Гётсов в Германии и Крамников в Калифорнии. Налицо успех на арт-рынке видео и фоторабот таких корифеев как AES+F, Олега Кулика, Елены Ковылиной, Валерия Кацуба, Павла Зельдовича.

Трогательные эксперименты современных художников с керамикой, стеклом и текстилем я также рекомендую рассматривать в качестве пополнения коллекций, но вход в коллекционирование предметов такого рода требуют существенных бюджетов на возможности по хранению, зато сами произведения искусства стоят адекватных денег — дешевле, чем сейчас они уже не будут. Существует недостаток реставрационных возможностей для такого рода произведений искусства».

Ценооборазование

Александра Орлова: «В отличии от живописи керамические формы или текстильные принты могут воспроизвестись многократно. Это делает их более доступными для покупателей, которые только начинают свой путь в области коллекционирования искусства и не готовы тратить на это внушительные суммы».

Анастасия Волкова: «Если говорить о цене, то в нестандартных медиумах, помимо общеизвестных факторов влияющих на цену, есть еще стоимость материала и производства, которые могут достигать до трети итоговой цены. Цифровое искусство, керамика, графика являются наиболее доступными с точки зрения стоимости, поэтому при ограниченном бюджете я бы советовала обратить внимание на эти медиумы».

Сара Виниц: «Несмотря на то, что новые медиа по прежнему менее востребованы, чем живопись и скульптура, число коллекционеров нового типа искусства неуклонно растет, как и средний чек на произведения искусства такого рода. Стоимость зависит от степени известности автора, его проявленности на различных уровнях художественной системы, в информационном поле, эффекта от совокупности реализованных проектов. Также есть прямая зависимость стоимости работ с размером тиража, или его отсутствием в случае с unique pieces».

Выставка «Быстрые свидания. Тренды арт-рынка в работах молодых художников» проходит с 12 сентября до 9 октября.

Заглавное фото: Илина Червонная. Из серии “Nocturnes”, текстиль, скульптурная вышивка, смешанная техника. 2023. Предоставлено SISTEMA GALLERY