В галерее SISTEMA открывается выставка-исследование «Быстрые свидания. Тренды арт-рынка в работах молодых художников», ставящая своей целью анализ тенденций, которые возникли в последнее десятилетие в российском современном искусстве. В проекте приняли участие 55 молодых авторов и более 250 произведений: живопись, графика, объекты, инсталляции, фотография, видео, керамика, стекло, металл, текстиль. Объединив произведения художников в начале карьеры, куратор Надя Октябрь наметила десять трендов российского арт-рынка, которые по ее мнению набирают популярность и остаются востребованными, обозначая и дальнейшие векторы развития. Artandyou попросили экспертов теоретиков и арт-дилеров Александру Орлову, Анастасию Волкову, Сару Виниц обсудить данные тренды в более широком ключе, в том числе с акцентом на стратегии коллекционирования.
По мнению куратора выставки «Быстрые свидания. Тренды арт-рынка в работах молодых художников» в SISTEMA GALLERY Нади Октябрь «Современное искусство в 2010–2020-х годах находится между двумя противоположными тенденциями: влиянием цифровых технологий и нейросетей и возвращением к ремесленным и рукодельным практикам — текстиль, керамика, стекло, металл. Во многом новые веяния формируются в поисках альтернативных выразительных средств и благодаря упрощению и появлению новых технических возможностей как работы с материалами, так и с различным программным обеспечением. Стилистически можно выделить три основных тренда: постцифровое искусство, новый символизм и сюрреализм, новый наив. Под словом «новый» понимается новое прочтение стиля, схожесть методов работы. Отдельное направление, которое получает развитие, можно обозначить как «пленэрные исследования», в котором художники осмысляют личную и общую историю через память конкретных мест».
10 трендов в современном искусстве
1. Новый наив:
В 2020-х стала заметной волна нового наивного стиля, который проявился и в дизайне, и в одежде, и в татуировках. Мода на непосредственность, возможность «расслабится и быть собой» привнесла в искусство легкость и юмор, уютные бытовые сцены, смешных персонажей. Это отразилось не только в живописи, но и в керамике. Здесь характерна детская упрощенная манера, с как бы неправильными композициями, ошибками, яркими цветами.
2. Цифровые технологии и интернет-культура
Цифровые технологии и интернет-культура как части неотъемлемого современного визуального опыта отражаются в искусстве, формируют новый гибридный художественный язык. Это постцифровое влияние проявляется по-разному. С одной стороны, в противовес совершенствованию цифровой графики художники находят живописную выразительность в ранней анимации видеоигр 1990–2000-х годов, простой полигональной графике, случайных искажениях, сбоях.
3. Сюрреалистические сюжеты
С другой стороны, фантастические мультивселенные современных видеоигр и кино способствуют распространению сюрреалистических сюжетов с изображением неопределенных пространств и образов. Тенденция к сюрреализму связана и с тем, что многие художники эскизируют в графических программах, где есть возможность коллажировать, генерировать и дорабатывать изображение.
4. Нейросети
В 2020-х годах стремительно вошли в поле экспериментов художников как инструмент для создания и доработки произведений: изображение, видеоанимация, текст, звук, объемные формы и их печать 3D-принтером. Сгенерированные искусственным интеллектом материалы с элементом случайности компиляций сами по себе фантастичны и сюрреалистичны и оказывают соответствующее влияние на искусство.
5. Объектно-ориентированное искусство
Значительное влияние на современное искусство оказала философия спекулятивного реализма 2000-х годов, которая заново поставила вопросы о мире за пределами человеческого восприятия. Осмысляя это, сформировалось объектно-ориентированное искусство, которое, задействуя экспериментальные техники и аутсайдерские практики, обратилось к поиску «внечеловеческих» форм и образов «сбоя реальности». Можно сказать, что спекулятивный реализм способствовал возвращению символизма и сюрреализма в искусстве, в том числе в живописи, так же как на рубеже XIX–ХХ веков мистики обращались к размышлениям о пространствах и образах за пределами понимания.
Венецианская биеннале 2022 года под общей темой «Молоко сновидений» во многом была посвящена этим размышлениям о «постчеловеческом»: трансформации, перевоплощения, сказочные миры, фантастические существа, мистика, спиритизм, сновидения, отношения человека с технологиями, пересмотр места человечества в природе, гипотезы далекого будущего. На этой биеннале был поднят большой пласт художников-сюрреалистов XX века, в том числе забытые имена, что также актуализировало интерес к этому направлению.
В поисках альтернативных выразительных средств и благодаря упрощению и появлению новых технических возможностей работы с материалами проявились ремесленные тренды.
6. Керамика
Остается популярной, пережив невероятный рост за прошлое десятилетие. Отойдя от студийной строгости и функциональности, керамика стала полем для экспериментов, новым скульптурным материалом. Многие художники добавили этот медиум к своим практикам, таким образом стилистически керамика разделилась по доминирующим направлениям: новый сюрреализм, новый наив, концептуальные проекты, объектно-ориентированное искусство. Новой волне характерно стремление к абстрактным формам, некоторой кажущейся небрежности и случайности, что делает керамику живым, трансформирующимся объектом.
7,8 Металл и Стекло
Такой же свободный подход проявляется в работе с металлом. В качестве новой техники добавилась машинная печать на металле вместо гравировки. Стекло осваивается не как декоративный, а как художественный, концептуальный материал.
9. Текстиль
занимает особое место в 2020-х годах, переживая рост популярности: роспись ткани, объекты, ткачество и рукоделие. В зарубежном контексте текстильные практики главным образом связаны с обращением художников к традиционным ремеслам их народов, с попыткой осмысления через них своей культурной и национальной идентичности (Африка, Индия и др.). Возможно, это стало импульсом в XXI веке для многих других художников расширить медиа, заняться прикладными техниками. Показательной в плане работы с текстилем и рукоделием является Венецианская биеннале 2024 года с обобщающей темой «Чужестранцы повсюду», связанной с вопросами миграции и деколонизации.
10. Пленэрные исследования
В связи с актуализацией вопроса поиска идентичности через место или местность (в географическом масштабе или в масштабе двора) получает развитие направление, которое можно обозначить как «пленэрные исследования». Здесь место рассматривается как хранилище памяти и жизненного опыта. Художники размышляют об этом через конкретные или собирательные ностальгические образы, выраженные через живопись, графику, объекты, найденные предметы.
Слава Нестеров. Под полярной луной стану твердым, как древо, чтобы не утонуть в ее проницаемом тлене, дерево, карандаш, эпоксидная смола, 118х76 см, 2023
Поскольку искусство XXI века по-прежнему находится на пути самоопределения, тема трендов носит предположительный характер и является поводом для более широкой дискуссии. Artandyou обратился к теоретикам современного искусства и арт-дилерам, чтобы разносторонне обсудить как новые виды искусства адаптируются арт-рынком.
Старший преподаватель РГГУ, кандидат философских наук Александра Орлова считает, что: «Текстиль и керамика, всё же не тренды. В сфере творческого образования отделения прикладного искусства существовали всегда. И речь здесь не только об утилитарных предметах (хотя, конечно, основная функция именно такая), а о предметах, где художественная концепция и авторский почерк стоят на первом месте. В качестве примера можно взять русский авангард, где эксперименты в области ДПИ оставили огромный пласт художественного наследия. Текстильные орнаменты Варвары Степановой, чайный сервиз Казимира Малевича и т.д. Одними из самых значимых институций, стоящих у истоков могут считаться Баухаус и ВХУТЕМАС. Гораздо интереснее посмотреть на темы. Например, в 2023 и на Blazar, и на Cosmoscow многие произведения были связаны с темой грибов. Как раз использование такого образа можно назвать тенденцией, так как ряд художников, не зависимо друг от друга их изобразили в том или ином материале (керамика, живопись, рисунок, цифровое искусство). Еще одна тенденция, которую можно выделить по ярмаркам прошлых лет – обращение к фольклору. Тут тоже можно найти много интересного с точки зрения того какие мотивы интересны художникам и как они с ними работают. Самое важное, что мало кто из авторов идёт от материала, наоборот, сначала есть тема, а потом уже появляется способ её визуализации».
Основательница SISTEMA GALLERY Анастасия Волкова также разделяет мнение, что коллекционеров волнует тема и сюжет: «На российском рынке только серийные и зачастую публичные коллекционеры, глубоко погруженные в тему искусства, приобретают работы за пределами стандартных живописи, скульптуры, керамики. В данном случае тренды проявляются скорее в сюжете, нежели чем в материале или технике. Всегда пользуются спросом работы, которые несут в себе частичку жизненного пути художника: это могут быть воспоминания из детства, собирательные образы снов и личных переживаний. Также коллекционерам интересно, когда художники делают отсылки к знакомым всем событиям, знакам, местам, когда произведения являются частью общего культурного кода. Если все же говорить про медиумы, то в последнее время и на мировых и на российских арт-ярмарках можно найти множество произведений с элементами текстиля, или же полностью из текстиля. Ну и, конечно, все большее количество галерей начинается взаимодействовать с дижитал искусством, которое так или иначе было создано посредством новых технологий. Этот вид искусства сейчас очень популяризируется посредством различных коллабораций и цифровых проектов, хотя зачастую не коммерциализируется напрямую».
О том, как важно читать условия, помеченные звездочкой,
печать на баннере, аэрозольные краски, бриллиантовый зеленый, 190х270 см, 2024
Тренды и стратегии коллекционирования
Те или иные техники, с которыми работают молодые авторы, заведомо имеют свои специфические особенности: производства, хранения, логистики, ценообразования и не всегда это напрямую коррелируется с деятельностью арт-институций. Арт-консультант, основательница Sarah Vinitz Foundation Сара Виниц отмечает, что: «Рынок максимально реагирует на живопись, рисунок в целом и фотографию. В то время, как художественная система в лице институций представляет многомерные проекты, в которых визуал является лишь одной из частей, по прежнему в тренде видео-арт и саунд-арт, конечно главное заключается в смыслах, которые транслируют авторы, без них не работают никакие современные технологии. Смысловые тенденции на мой взгляд сконцентрированы вокруг гендерного разнообразия, противостояния ксенофобии и поиске самоидентичности».
Как арт-консультант Сара Виниц выступает за «диверсификацию корзины коллекций, если концепция не предусматривает обратного. Огромный потенциал в развитии продаж диджитал-арта, видео-арта и в целом новых медиа: хранить легко, места не занимает, транспортируется легко, визуально эффектны при демонстрации, удобно предоставлять фестивалям и музеям, организовывать некоммерческий просмотр для ближнего круга, пересматривать самим. Яркие мировые примеры коллекций в области видеоарта — это коллекция Louis Vuitton Foundation, бельгийская La Vanhaerents Art Collection, коллекция Заблудовичей в Лондоне, Гётсов в Германии и Крамников в Калифорнии. Налицо успех на арт-рынке видео и фоторабот таких корифеев как AES+F, Олега Кулика, Елены Ковылиной, Валерия Кацуба, Павла Зельдовича.
Трогательные эксперименты современных художников с керамикой, стеклом и текстилем я также рекомендую рассматривать в качестве пополнения коллекций, но вход в коллекционирование предметов такого рода требуют существенных бюджетов на возможности по хранению, зато сами произведения искусства стоят адекватных денег — дешевле, чем сейчас они уже не будут. Существует недостаток реставрационных возможностей для такого рода произведений искусства».
Ценооборазование
Александра Орлова: «В отличии от живописи керамические формы или текстильные принты могут воспроизвестись многократно. Это делает их более доступными для покупателей, которые только начинают свой путь в области коллекционирования искусства и не готовы тратить на это внушительные суммы».
Анастасия Волкова: «Если говорить о цене, то в нестандартных медиумах, помимо общеизвестных факторов влияющих на цену, есть еще стоимость материала и производства, которые могут достигать до трети итоговой цены. Цифровое искусство, керамика, графика являются наиболее доступными с точки зрения стоимости, поэтому при ограниченном бюджете я бы советовала обратить внимание на эти медиумы».
Сара Виниц: «Несмотря на то, что новые медиа по прежнему менее востребованы, чем живопись и скульптура, число коллекционеров нового типа искусства неуклонно растет, как и средний чек на произведения искусства такого рода. Стоимость зависит от степени известности автора, его проявленности на различных уровнях художественной системы, в информационном поле, эффекта от совокупности реализованных проектов. Также есть прямая зависимость стоимости работ с размером тиража, или его отсутствием в случае с unique pieces».
Выставка «Быстрые свидания. Тренды арт-рынка в работах молодых художников» проходит с 12 сентября до 9 октября.
Заглавное фото: Илина Червонная. Из серии “Nocturnes”, текстиль, скульптурная вышивка, смешанная техника. 2023. Предоставлено SISTEMA GALLERY