Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Тинторетто. Художник, умевший бороться за рынок. Часть 2

tintoretto_starost.jpg

<=Первая часть статьи

РАБОТА, НАЦЕЛЕННАЯ НА ДЛИТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Все это, конечно, хорошо, скажите вы, но картину-то он отдал даром, ничего не заработал. Да, действительно, это так, но также верно и то, что Тинторетто в последующие годы написал еще 68 картин для этого братства, и уже про них биографы художника не говорят о том, что Тинторетто все также продолжал дарить свои работы. То есть по большому счету Тинторетто практически сыграл в игру под названием «Купи 68 и 1 получи в подарок». Согласитесь, не такое уж и невыгодное предложение для продавца. Сегодняшние маркетологи идут на куда менее привлекательные для продающей стороны акции – купи 2 и 1 получи в подарок или даже 1 + 1.

Интересный около юридический правовой факт: устав братства содержал в себе жесткое требование, запрещающее отказ от даров, подарков, которые преподносились этому обществу. То есть Тинторетто практически на 100% обеспечил своей картине место во дворце и последующее сотрудничество: он сделал предложение, от которого невозможно отказаться.

Невольно вспоминается сцена из культового фильма «Крестный отец». Традиции сицилийской мафии таковы, что в день свадьбы дочери никому нельзя отказать. Одна из просьб, которую услышал дон Вито Корлеоне в день свадьбы своей дочери, помочь крестнику Джонни получить роль в голливудском фильме: влиятельный продюсер Джек Вольц не даёт ему сниматься. Дон Корлеоне заверяет, что сделает кинодельцу предложение, от которого тот не сможет отказаться. На переговоры к Вольцу едет один из подручных Корлеоне, но продюсер непреклонен. На следующее утро Вольц обнаруживает у себя в постели голову любимого скакуна. Роль приходится дать.

В бизнесе часто подсчитывают средний срок «жизни» клиента, то есть временной промежуток, в течение которого клиент будет потреблять ваши продукты и услуги и не уйдет к конкуренту. У Тинторетто он был равен рекордному показателю – 19 лет! Как минимум на 19 лет он, благодаря одному широкому жесту, подарку, обеспечил себя заказами. Более того, известно, что привлечение нового клиента стоит в 5 раз дороже, чем удержание существующего.

В 1565 году он пишет великолепную работу «Распятие», за которую он получил сумму в 250 дукатов (сравнительный анализ цен на произведения искусства того времени приводится ниже).

Конечно, как хороший бизнесмен он не только заполучал клиента, но и постоянно подогревал его лояльность к своим услугам. Мы знаем, что в год, когда он преподносит общине в дар «Святого Роха во славе» художник становится членом этого братства, то есть в глазах заказчиков он стал своим, одним из них (данный факт не рассматривается под призмой моральных и духовных мотивов художника). Кроме того, у нас нет данных о том, что Якопо срывал сроки выполнения заказанных работ или не удовлетворял клиентов по ожидаемому качеству своих картин. В моменты, когда заказчик в силу различных обстоятельств не мог предложить Тинторетто обычных условий оплаты, художник предлагал такой вариант, который оставлял в выигрыше обе стороны (ниже раздел, посвященный гибкому ценообразованию Якопо).

Лояльность к Тинторетто лиц из братства, принимающих решение о выборе художника, подчас сталкивалась с проверкой на прочность. Известно, что один из советников скуолы Святого Роха готов был заплатить 50 золотых дукатов за то, чтобы братство ответило Тинторетто отказом. Но даже несмотря на такое явное и «интересное» сопротивление, заказ все равно был отдан Якопо.

ГИБКОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

В 1577 году Тинторетто обращается к братству с новым предложением — написать 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту работу он просит ежегодную пожизненную пенсию в 100 дукатов.

Итак, условия сделки нам известны: есть сумма, выплачиваемая каждый год, есть четко определенный объем работ. Путем несложных математических вычислений мы также можем вычислить общую сумму, полученную Тинторетто за 17 лет выплат пожизненной ренты за данный конкретный заказ, – 1 700 золотых дукатов. По некоторым данным общая же сумма, которую получил художник за все работы во дворце братства Святого Роха, составила 2447 дукатов.

Это один из немногочисленных фактов жизнеописания Тинторетто, который затрагивает финансовые отношения художника со своими заказчиками. Попробуем разобрать его подробнее.

Сумму в 100 дукатов, предоставляемую Тинторетто ежегодно, часто характеризуют как «ничтожную», «слишком малую», заставляющую «работать художника практически бесплатно». Так ли это? Путем проведения сравнительного исторического анализа давайте поймем насколько эта цена соответствует стоимости работ современников Якопо, как она соотносится с прочими ценами того времени.

Начнем с того, что выплата пожизненной ренты за работы художника или скульптора была известной, но не сильно распространенной схемой оплаты работы творца. Скорее ренту меценат мог назначить талантливому ваятелю, находящемуся на склоне лет или испытывающему серьезные недуги. Например, про художника Перино дель Вага, также жившего в XVI веке, мы читаем: «… страдая гнойным заболеванием, он уже не мог всего осилить. Поэтому Папа, принимая во внимание его заслуги, возраст и все прочее, назначил ему месячное содержание».

Вот еще пример, более близкий к нашему времени, но все также иллюстрирующий тезис о ренте для занемогших художников: «Лежа на своей постели с перевязанной ногой, Поль Гоген ломал себе голову, изыскивая способ выбраться из затруднений и строя «уйму комбинаций». Одна из них, о которой он в июне сообщил Монфреду и Мофра, казалась ему великолепной. Речь шла о том, чтобы пятнадцать любителей, сложившись, выплачивали ему две тысячи четыреста франков ежегодной ренты».

Но за саму работу чаще всего расплачивались сразу по завершению картины, какого-то этапа, или всего заказанного цикла.

Вопрос о том, что выгоднее и интереснее – получить всю сумму сразу, в случае с Тинторетто, как мы уже подсчитали, 1700 дукатов, или в виде рассрочки платежа, ежегодной ренты, – конечно дискуссионный. Скорее всего, и художник, да и каждый из нас предпочел бы все и сразу. Однако Якопо в очередной раз думает чуть дальше, чем простой обыватель: «Если я приду и сообщу, что хочу за большой цикл работ, скажем 1000 дукатов, то мне скорее всего откажут, так как это сумма достаточно большая. Если же я предложу растянуть платеж, то одна его часть в глазах заказчика будет не такой уж и большой. Да, я не молод, но в свои 58 я еще полон сил и творческих устремлений. Пожалуй, я просто получу свое со временем».

То есть по большому счету Тинторетто предложил братству схему оплаты, которую в наши дни активно используют поднаторевшие в вопросах продажи и манипулирования покупателями торговые сети – внеси только 10% и товар уже твой. Беспроцентный кредит! Рассрочка без переплат! Да продавец не получает всю желаемую сумму сразу, но с другой стороны он сразу получает клиента.

Кстати говоря, много это или мало 1700 дукатов?

Судите сами на основе свидетельства из жизни современника Тинторетто архитектора Микеле Санмикеле: «Превосходно строил Микеле не только крепости, но и частные дома, храмы, церкви и монастыри, о чем можно судить по многочисленным его постройкам в Вероне и других местах и в особенности по исключительно красивой и нарядной капелле Гуарески в Сан Бернардино, круглой наподобие храма, в коринфском ордере и со всеми украшениями, допустимыми в этой манере. Капелла, выстроена целиком из того дикого белого камня, который звенит, когда его обрабатывают. И это поистине … наилучший камень из всех до сих пор известных, будучи сплошь твердым и без портящих его дыр или пятен. А так как эта капелла и внутри из того же камня отлично выложена, а резные работы производились в ней превосходными мастерами, считается, что ныне ничего более красивого в этом роде не найдешь во всей Италии… Но нужно сказать правду, что капелла эта, которую Микеле по неизвестной мне причине не достроил… Поэтому он не раз сожалел с друзьями только о том, что нет у него тысячи дукатов, чтобы купить капеллу у той скупой женщины, которая так ее портила, жалея денег».

Интересно нам из этого текста два момента. Первое – понимание того, что же за объект обсуждается в тексте, его потенциальная стоимость, ценность, и второе – реальная цена, за которую можно было приобрести эту капеллу.

Создана из ценнейшего строительного материала, спроектирована и возведена под руководством известнейшего архитектора того времени, украшена работами великих мастеров-резчиков, расположена в элитном районе города и прочее и прочее, словом, даже несмотря на то, что постройка имеет культовый характер, ее рыночная стоимость в любом случае немала.

Итак, Джорджо Вазари сообщает нам, что, имея 1000 дукатов, потенциальный покупатель мог свободно выкупить ее у собственницы. То есть 1000 дукатов – это большая, а для известного архитектора того времени, неподъемная сумма.

Теперь вернемся к вопросу о ценности 100 дукатов.

Микеланджело находится в Италии, в городе Болонья и гостит у своего заказчика-покровителя Джованни Франческо Альдовранди, одного из 16 городских правителей. Заказчик почитает и ценит Микеланджело как прекрасного художника. Как-то раз они заходят в гробницу Святого Доминика и обращают внимание, что в убранстве не хватает двух фигур, которые бы дополнили композиционное решение раки. Скульптор берется за работу. «И действительно, получив мрамор, он выполнил их так, что стали они там фигурами самыми лучшими, за что мессер Франческо Альдовранди распорядился уплатить ему тридцать дукатов».

Итак, Микеланджело получает 30 дукатов за две достаточно большие (высота 64 см), великолепно выполненные искусные скульптуры из мрамора: ангела, несущего подсвечник, и святого Петрония. Причем известно, что святого он заканчивает в тот же год, а ангела продолжает ваять практически два года!

30 дукатов — 2 года кропотливой работы.

НЕТВОРКИНГ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА…

«И вот вышло постановление сената, чтобы Тинторетто и Паоло Веронезе, юноши, в то время подававшие большие надежды, выполнили каждый по истории в зале Большого Совета (Дворец Дожей), а третью – сын Тициана Орацио. А так как в том же зале не хватало еще одной истории, Тинторетто добился через друзей и другими средствами, чтобы вскоре после этого и она была ему заказана. И написал он ее так, что просто чудо, и работа эта заслуживает того, чтобы назвать ее в числе лучших, когда-либо им выполненных: так велико было в нем желание если не победить и превзойти своих соперников, работавших там же, то хотя бы сравняться с ними». (Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» 1550 г.)

«…добился через друзей и другими средствами…» — это в чистом виде нетворкинг (английский networking, net — сеть и work — работать), то есть социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи и бизнес-вопросы, например, находить клиентов, нанимать лучших сотрудников, привлекать инвесторов). При этом, в сути нетворкинга лежит выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощь.

Нам известно, что кругу его друзей принадлежали выдающиеся венецианские гуманисты, ученые и музыканты: Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольчи, Джузеппе Царлино и другие. В 1560-е годы происходит сближение художника с другим виднейшим живописцем той эпохи Веронезе — отныне их будет связывать крепкая дружба. Еще один факт важен в свете выше данного определения — «в сути нетворкинга лежит выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощь» — так наш герой часто безвозмездно помогал в работе своему другу и художнику Андреа Скьявоне.

Мы можем быть уверенными, что, учитывая клиентоориентированный подход, который активно применял Тинторетто в своей работе, он оставался друзьями или как минимум хорошими знакомыми со своими высокопоставленными заказчиками как представляющими братства, государственные органы, церкви и приходы, так и с частными лицами, имеющими власть и влияние.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Ко мне часто обращаются художники с вопросами о продвижении своих работ, о том, как найти заказчиков, как сделать свое имя известным, даже о том, как продать первую картину. Некоторые чувствуют себя робко и неуверенно (и я говорю о тех художниках, которые более чем хорошо овладели навыками графики или живописи), они считают, что будет очень самонадеянно предлагать свои работы и услуги и что они недостойны. Другие не знают, как подступиться к вопросам цены. Еще одна группа — это те художники, что имеют свой стиль, особую манеру, но почитают это за недостаток, «ведь другие, большинство, так не пишут». Практически все имеют свою собственную «дверь», над которой можно повесить свой цепляющий слоган, привлекающий заказчиков, но не используют даже тех возможностей заявить о себе, которые не требуют каких-либо значимых затрат.

Уважаемые коллеги-художники, предлагаю еще раз прочитать или хотя бы быстро пробежать глазами эту статью с маркером в руках, держа в голове один вопрос «Что я могу сделать сегодня, завтра или чуть позже из того, что делал Тинторетто – художник, умевший бороться за рынок?»

<=Первая часть статьи