С 2015 года в Санкт-Петербурге наблюдается настоящий бум граффити. Бум в том смысле, что теперь работы уличных художников появляются в более заметных местах и задержатся они там дольше обычных пары часов. «Смольный» объявляет конкурс «Честное граффити» (аналог московскому «Лучший город Земли») победители которого соревнуются за звание «Чья девятиэтажка ярче». Значит ли это, что стрит-арт Санкт-Петербурга легализовали?

Продолжает эту политику программа «100 адресов» с проектом «Стена Свободного творчества». Казалось, что наступило перемирие в войне коммунальных служб и теми, кто нет-нет, да подбросит малярно-штукатурной работы.

В действительности, стрит-арт Санкт-Петербурга всё так же не согласуется с властями и все больше становится причиной открытия новых тендеров на «отделочные работы». Поговорим о стрит-арт движении в Петербурге последних лет на примере нескольких художников и объединений.
Команда HoodGraff
В Петербурге начинают работать с 2014 года, после того как в родном Витебске на группировку налагают штраф эквивалентный 18 млн. руб.
Художественная манера команды заключается в черно-белом оплечном портрете знаменитых людей и цитатами. Работы появляются накануне каких-либо событий, связанных с этой персоналией. Например, первой работой в Петербурге становится, приуроченный к дню памяти, портрет Цоя.

После этой работы ребята проснулись знаменитыми, и правительство Санкт-Петербурга до сих пор как бы заигрывает с ними, половина работ закрашивается, а половина остается. По какому принципу выбирается портрет личности, которой, не место в городском пространстве остается только строить догадки.

HoodGraff «Памяти С. Бодрова» 2014 г.
За площадью А.Невского у ограды Лазаревского кладбища
Арт-группа Явь
Как описал арт-группу один из ее участников (кстати, первый художник в проекте, до этого группа не занималась стрит-артом и нужен был художник под один конкретный арт-проект): «Мы просто молодые ребята, которые высказывают свое мнение в разных формах». Днём они офисные клерки, а по вечерам выходят на улицу и говорят о том, что для них важно.

Продержалось менее суток
Однако, последние работы арт-группы «Явь» видятся слишком коммерческими и вряд ли совпадают их идеей о свободе и высказываниях. По заявлениям одной из художниц коммерческие проекты они берут для того, чтобы полностью уйти в искусство и реализовывать более масштабные проекты. Стоит отметить, что их коммерческие проекты никак не резонируют с их привычной деятельностью, это скорее рисунок на свободную тему, а не измена своим принципам.

Стрит-арт художник Паша Кас
Настоящий манифестатор, но при этом не прячет себя под маской, считая, что только так сможет наладить диалог со зрителем. Каждая работа – вызов. Проходя мимо, становится неловко то ли от правды, то ли от страха: «Об этом можно говорить?».

Кас играет с пороками современного общества и проблемами государства, эпатирует и не боится. Большинство известных работ Кас делает в Казахстане, но и в Петербурге есть несколько, уже ставших знаковыми, работ. Мона Лиза в образе дворника (изображение с этим граффити в заглавии статьи) — работа Паши, которая стала вехой в вечной войне с коммунальщиками. Зима 2016 не стала исключением по организации, или точнее «не организации», уборки снега в Петербурге. Работа предвосхитила сильные снегопады начала января. Снег не убирали сутками, однако и работу закрасили ближе к осени, следовательно, к следующим снегопадам.
Работам Паши Каса мало везёт в Петербурге, в прошлом году его совершенно не провокативная работа «С Новым годом, товарищи!» была закрашена практически моментально, даже не смотря на праздничные дни (работа появилась 6 января), но это показательный случай еще одной петербургской тенденции, граффити было восстановлено силами горожан через несколько дней. На состояние января 2020 года работа вновь закрашена коммунальными службами.

Еще одна работа создана в соавторстве с Пашей Мокичем, портрет Хармса на стене дома, где писатель жил. Эта работа была согласована с жителями дома, однако с властями нет, но спасибо губернатору Полтавченко, только его личная протекция уберегла произведение.

Угол ул. Маяковского и Ковенского переулка.
Ульяна Полоз Outingprojectspb
Outingprojectspb — стрит-арт Санкт-Петербурга, представляющий собой распечатанные репродукции музейных шедевров, перенесенные на стены специальным составом. Проект, преследующий цель вывести искусство из музеев к максимально широкой аудитории, стал примером ещё большей абсурдности деятельности коммунальных служб.

Пикассо “Портрет поэта Сабартеса” 2019 г. ул. Чехова 1/12
Ульяна Полоз размещает свои работы на стенах домов, давно не видевших капитального ремонта. Невероятно смотрится, как вокруг портрета Екатерины II кисти Левицкого идут трещины, и отваливается штукатурка. Работы закрашивают, не дав возможности ощутить взгляды горожан. На стенах появляется десятый слой неподходящий уже ничему краски, которая предательски расползается под действием плесени, трещин и своих предшественников.

П. Гоген “Курильщик трубки” 2019 г.
Стрит-арт художник Миша Маркер
Миша Маркер не работает в технике граффити, но его уличные объекты уже несколько лет появляются в пространстве города, продолжая стрит-арт Санкт-Петербурга, который отличает броское уличное высказывание на острою тему, недолговечность, несанкционированность. Маркер скрывает свое лицо, и большинство его работ люди замечают ранним утром. Большинство работ представляют собой уличный плакат, сделанный в размер стандартной городской афиши.
Впервые появляется в 2014 году с уличной выставкой на Сенной площади (тогда была вся в заборах), на выставке было пять картин, рассказывающих о внутреннем состоянии человека. Выставка продлилась не более 10 минут.

О выборе тем говорит, что новостей не читает, не пытается поймать актуальное и, в основном, говорит на вечные темы. Созданная в форме афиши работа, на инстинктивном уровне воздействует на зрителя – мы привыкли к доскам с мелькающими лицами певцов, бесконечности букв рекламы фестивалей, призывами пойти на очередные выборы и так далее. И вот ты снова идешь мимо, как ходил тысячу раз, и вдруг всё перечеркнуто надписью «Время затянуть потуже пояса».
В начале марта 2018 года по городу начинают появляться плакаты с надписями «Нам билбордов не хватит спрашивать», сам художник не связывает это с политической повесткой того марта, а просто после просмотра фильма, задумался, какие вопросы могли бы задать россияне и понял, что вряд ли можно найти один вопрос на всех.

Из всех своих работ считает антивоенные высказывания наиболее трогающими.

Стрит-арт художник Лёша Бурнстон (BURNSTONE )
В феврале 2019 Лёша Бурнстон высказался о работе коммунальных служб, изобразив работника ЖЭКа с завязанными глазами, с одной стороны изображен тэг, а с другой «трафаретка» о работе «закладчиком». По всему Петербургу без конца появляются объявления недвусмысленного содержания, будь то о о торговле наркотиками или «Отдыхе 24 часа» с зайцами из Плейбоя. Эти объявления остаются надолго, и каждый день только размножаются, тогда так стрит-арт Санкт-Петербурга исчезает с завидной скоростью и регулярностью.

Стрит-арт художник Hioshi
Hioshi начал работать на улицах Санкт-Петербурга в начале 2010-х и по-прежнему сохраняет анонимность. Его техника – скульптуры как полномасштабные, так и совсем миниатюрные. Первая работа была посвящена размышлениям о том, каково это родиться в современной России, и что было бы, если бы новорожденные обладали знаниями о политической обстановке того места, где им придётся прожить как минимум до наступления совершеннолетия?

Стрит-арт художник Loketski
Последней знаковым примером работы, олицетворяющей стрит-арт Санкт-Петербурга ушедшего 2019 года можно назвать проект уличного художника Loketski. На остатках бетонной плиты он размещает цитаты из конституции и призывает вспомнить, о чем этот текст. Работа была выполнена 12 декабря, в день Конституции РФ. Это, пожалуй, чуть ли не единственный случай, когда работа была уничтожена самим художником. 17 января 2020 года работа была полностью закрашена и поверх темного слоя краски было написано «Здесь была Конституция». Эта версия посвящена предложенным поправкам в главный закон страны.

Точка в войне между властями и художниками ещё поставлена. Небольшое затишье конца года обернулось комичным противостоянием в самом начале нового года, так художница Lislub три раза восстанавливала свою работу «Памятник Никому».
Конечно, специфика уличного искусства в том, что оно не на века, как полотна в Эрмитаже. Стрит-арт часто подвергается вандализму, закрашиванию или разрушается под действием погодных условий. Но в Петербурге эта специфика гиперболизируются в тысячи раз, ведь уничтожаются произведения быстрее, чем их бы смыл дождь или, в случае малых скульптур, унес ветер.
Власти Петербурга самые не лояльные к стрит-арту из всех по стране. Видимо, защищают наследие Петра и Екатерины Великих, но защищая от стрит-арта забыли, что замазывать, именно замазывать, десятым слоем розовой краски светло-бежевый дом конца XIX века, не вяжется с сметами, ГОСТами и СНИПами по благоустройству и охране наследия.
Тем не менее, в мире не осталось уже городов, где стрит-арт не существует. Даже в Иране власти не могут противостоять свободе художественного высказывания. Читать далее.