С 2015 года в Санкт-Петербурге наблюдается настоящий бум граффити. Бум в том смысле, что теперь работы уличных художников появляются в более заметных местах и задержатся они там дольше обычных пары часов. «Смольный» объявляет конкурс «Честное граффити» (аналог московскому «Лучший город Земли») победители которого соревнуются за звание «Чья девятиэтажка ярче». Значит ли это, что стрит-арт Санкт-Петербурга легализовали?
Продолжает эту политику программа «100 адресов» с проектом «Стена Свободного творчества». Казалось, что наступило перемирие в войне коммунальных служб и теми, кто нет-нет, да подбросит малярно-штукатурной работы.
В действительности, стрит-арт Санкт-Петербурга всё так же не согласуется с властями и все больше становится причиной открытия новых тендеров на «отделочные работы». Поговорим о стрит-арт движении в Петербурге последних лет на примере нескольких художников и объединений.
Команда HoodGraff
В Петербурге начинают работать с 2014 года, после того как в родном Витебске на группировку налагают штраф эквивалентный 18 млн. руб.
Художественная манера команды заключается в черно-белом оплечном портрете знаменитых людей и цитатами. Работы появляются накануне каких-либо событий, связанных с этой персоналией. Например, первой работой в Петербурге становится, приуроченный к дню памяти, портрет Цоя.
После этой работы ребята проснулись знаменитыми, и правительство Санкт-Петербурга до сих пор как бы заигрывает с ними, половина работ закрашивается, а половина остается. По какому принципу выбирается портрет личности, которой, не место в городском пространстве остается только строить догадки.
Арт-группа Явь
Как описал арт-группу один из ее участников (кстати, первый художник в проекте, до этого группа не занималась стрит-артом и нужен был художник под один конкретный арт-проект): «Мы просто молодые ребята, которые высказывают свое мнение в разных формах». Днём они офисные клерки, а по вечерам выходят на улицу и говорят о том, что для них важно.
Однако, последние работы арт-группы «Явь» видятся слишком коммерческими и вряд ли совпадают их идеей о свободе и высказываниях. По заявлениям одной из художниц коммерческие проекты они берут для того, чтобы полностью уйти в искусство и реализовывать более масштабные проекты. Стоит отметить, что их коммерческие проекты никак не резонируют с их привычной деятельностью, это скорее рисунок на свободную тему, а не измена своим принципам.
Стрит-арт художник Паша Кас
Настоящий манифестатор, но при этом не прячет себя под маской, считая, что только так сможет наладить диалог со зрителем. Каждая работа – вызов. Проходя мимо, становится неловко то ли от правды, то ли от страха: «Об этом можно говорить?».
Кас играет с пороками современного общества и проблемами государства, эпатирует и не боится. Большинство известных работ Кас делает в Казахстане, но и в Петербурге есть несколько, уже ставших знаковыми, работ. Мона Лиза в образе дворника (изображение с этим граффити в заглавии статьи) — работа Паши, которая стала вехой в вечной войне с коммунальщиками. Зима 2016 не стала исключением по организации, или точнее «не организации», уборки снега в Петербурге. Работа предвосхитила сильные снегопады начала января. Снег не убирали сутками, однако и работу закрасили ближе к осени, следовательно, к следующим снегопадам.
Работам Паши Каса мало везёт в Петербурге, в прошлом году его совершенно не провокативная работа «С Новым годом, товарищи!» была закрашена практически моментально, даже не смотря на праздничные дни (работа появилась 6 января), но это показательный случай еще одной петербургской тенденции, граффити было восстановлено силами горожан через несколько дней. На состояние января 2020 года работа вновь закрашена коммунальными службами.
Еще одна работа создана в соавторстве с Пашей Мокичем, портрет Хармса на стене дома, где писатель жил. Эта работа была согласована с жителями дома, однако с властями нет, но спасибо губернатору Полтавченко, только его личная протекция уберегла произведение.
Ульяна Полоз Outingprojectspb
Outingprojectspb — стрит-арт Санкт-Петербурга, представляющий собой распечатанные репродукции музейных шедевров, перенесенные на стены специальным составом. Проект, преследующий цель вывести искусство из музеев к максимально широкой аудитории, стал примером ещё большей абсурдности деятельности коммунальных служб.
Ульяна Полоз размещает свои работы на стенах домов, давно не видевших капитального ремонта. Невероятно смотрится, как вокруг портрета Екатерины II кисти Левицкого идут трещины, и отваливается штукатурка. Работы закрашивают, не дав возможности ощутить взгляды горожан. На стенах появляется десятый слой неподходящий уже ничему краски, которая предательски расползается под действием плесени, трещин и своих предшественников.
Стрит-арт художник Миша Маркер
Миша Маркер не работает в технике граффити, но его уличные объекты уже несколько лет появляются в пространстве города, продолжая стрит-арт Санкт-Петербурга, который отличает броское уличное высказывание на острою тему, недолговечность, несанкционированность. Маркер скрывает свое лицо, и большинство его работ люди замечают ранним утром. Большинство работ представляют собой уличный плакат, сделанный в размер стандартной городской афиши.
Впервые появляется в 2014 году с уличной выставкой на Сенной площади (тогда была вся в заборах), на выставке было пять картин, рассказывающих о внутреннем состоянии человека. Выставка продлилась не более 10 минут.
О выборе тем говорит, что новостей не читает, не пытается поймать актуальное и, в основном, говорит на вечные темы. Созданная в форме афиши работа, на инстинктивном уровне воздействует на зрителя – мы привыкли к доскам с мелькающими лицами певцов, бесконечности букв рекламы фестивалей, призывами пойти на очередные выборы и так далее. И вот ты снова идешь мимо, как ходил тысячу раз, и вдруг всё перечеркнуто надписью «Время затянуть потуже пояса».
В начале марта 2018 года по городу начинают появляться плакаты с надписями «Нам билбордов не хватит спрашивать», сам художник не связывает это с политической повесткой того марта, а просто после просмотра фильма, задумался, какие вопросы могли бы задать россияне и понял, что вряд ли можно найти один вопрос на всех.
Из всех своих работ считает антивоенные высказывания наиболее трогающими.
Стрит-арт художник Лёша Бурнстон (BURNSTONE )
В феврале 2019 Лёша Бурнстон высказался о работе коммунальных служб, изобразив работника ЖЭКа с завязанными глазами, с одной стороны изображен тэг, а с другой «трафаретка» о работе «закладчиком». По всему Петербургу без конца появляются объявления недвусмысленного содержания, будь то о о торговле наркотиками или «Отдыхе 24 часа» с зайцами из Плейбоя. Эти объявления остаются надолго, и каждый день только размножаются, тогда так стрит-арт Санкт-Петербурга исчезает с завидной скоростью и регулярностью.
Стрит-арт художник Hioshi
Hioshi начал работать на улицах Санкт-Петербурга в начале 2010-х и по-прежнему сохраняет анонимность. Его техника – скульптуры как полномасштабные, так и совсем миниатюрные. Первая работа была посвящена размышлениям о том, каково это родиться в современной России, и что было бы, если бы новорожденные обладали знаниями о политической обстановке того места, где им придётся прожить как минимум до наступления совершеннолетия?
Стрит-арт художник Loketski
Последней знаковым примером работы, олицетворяющей стрит-арт Санкт-Петербурга ушедшего 2019 года можно назвать проект уличного художника Loketski. На остатках бетонной плиты он размещает цитаты из конституции и призывает вспомнить, о чем этот текст. Работа была выполнена 12 декабря, в день Конституции РФ. Это, пожалуй, чуть ли не единственный случай, когда работа была уничтожена самим художником. 17 января 2020 года работа была полностью закрашена и поверх темного слоя краски было написано «Здесь была Конституция». Эта версия посвящена предложенным поправкам в главный закон страны.
Точка в войне между властями и художниками ещё поставлена. Небольшое затишье конца года обернулось комичным противостоянием в самом начале нового года, так художница Lislub три раза восстанавливала свою работу «Памятник Никому».
Конечно, специфика уличного искусства в том, что оно не на века, как полотна в Эрмитаже. Стрит-арт часто подвергается вандализму, закрашиванию или разрушается под действием погодных условий. Но в Петербурге эта специфика гиперболизируются в тысячи раз, ведь уничтожаются произведения быстрее, чем их бы смыл дождь или, в случае малых скульптур, унес ветер.
Власти Петербурга самые не лояльные к стрит-арту из всех по стране. Видимо, защищают наследие Петра и Екатерины Великих, но защищая от стрит-арта забыли, что замазывать, именно замазывать, десятым слоем розовой краски светло-бежевый дом конца XIX века, не вяжется с сметами, ГОСТами и СНИПами по благоустройству и охране наследия.
Тем не менее, в мире не осталось уже городов, где стрит-арт не существует. Даже в Иране власти не могут противостоять свободе художественного высказывания. Читать далее.