Женщины-художники начинают появляться в мире, где столетиями доминировали мужчины. Известно, как в середине ХХ века художник и преподаватель Ганс Хоффманн высказал одной из влиятельнейших представительниц абстрактного экспрессионизма Ли Краснер (на фото) “комплимент”: “Это так хорошо сделано, что и не подумаешь, что женщиной”. Долгие годы Ли Краснер (1908-1984) была в тени своего супруга Джексона Поллока. Сегодня же указать в пресс-релизе или каталоге к выставке, что она «жена художника» в западном мире будет страшным моветоном, ведь это принизит ее значение как самодостаточного художника.
Женщины-художники систематически недооценивались историей искусства. Это было связано с рядом факторов:
- формы искусства, такие как текстиль и то, что мы называем декоративным искусством, часто отвергались как ремесло, а не “высокое искусство”;
- многие женщины были лишены возможности получить общее образование, не говоря уже о художественном;
- наконец, мужчины, доминирующие в искусстве не допускали женщин, полагая, что женщины заведомо уступают мужчинам.
Недостаточная представленность женщин в истории искусства и их недооцененность на арт-рынке были предметом постоянной общественной дискуссии в течение последних десятилетий. В 1985 году нью-йоркская арт-группа “Партизанки”, радикальные арт- и фем-активистки осудила откровенное господство мужского пола в мировых музеях.
Их лозунг в то время: “Должны ли женщины быть обнаженными, чтобы попасть в музей Метрополитен?” был весьма уместным: женщин привычнее видеть в музеях в роли обнаженных натурщиц для художников-мужчин, чем в качестве авторов художественных произведений.
Недостаточно представленные в учреждениях культуры, женщины-художники были (и остаются) недооцененными и с коммерческой точки зрения, что ведет к существенному разрыву в оценке и значительно более низкой средней стоимости их работ по сравнению с художниками-мужчинами. Но хотя женщины по-прежнему составляют гораздо меньшую долю художников в верхнем сегменте арт-рынка, отдельные из них, тем не менее, получают большие цены, чем ранее.
Художница-импрессионистка Берта Моризо (1841-1895) удерживает более высокий аукционный рекорд, чем ее коллега-импрессионист, Альфред Сислей. Картина “После обеда” (Après le déjeuner) Моризо ушла за $10,9 миллионов на Christie’s 6 февраля 2013 года, в то время как рекорд Сислея — $9 миллионов за “Ранний снег в Лувесьенне”.
Другой успешный пример Фрида Кало (1907-1954). Если в середине 1990-х ее лучшие работы продавались на том же уровне цен, что и работы ее мужа Диего Риверы, то сегодня ее произведения стоят гораздо больше, а аукционный рекорд почти втрое превышает достижение супруга ($8 миллионов в мае 2016 г. за “Две обнаженные в лесу” (Dos desnudos en el bosque) — небольшой холст, всего 25 см в высоту).
Третьим примером является резкая переоценка Габриель Мюнтер (1877-1962) ее “Фуксия в лунном пейзаже” (1928) поднялась в цене с $22,000 до $423,300 всего за 30 лет (продана 24 июня 1986 на Christie’s в Лондоне, а затем перепродана 25 июня 2015 на Sotheby’s). Несмотря на то, что аукционный рекорд этой великой немецкой экспрессионистки составляет лишь одну шестую часть от рекорда Августа Макке, 1,767% рост в цене за 29 лет демонстрирует, что некоторые из женщины-художниц могут порадоваться существенному подъему рынка.
Недавние результаты таких художниц как: Розмари Трокель, Элен Франкенталер, Барбара Хепуорт и Наталья Гончарова подтверждают данный тренд. Арт-рынок просыпается для женщин-художников, особенно конца 19-го и начала 20 века. Но это пробуждение стало очевидным лишь с момента, когда работы мужчин художников-импрессионистов, экспрессионистов и сюрреалистов стали крайне редки на рынке, и крайне дороги.
Современная популярность таких художниц, как Ники де Сен-Фалль, Луиз Буржуа, Яёй Кусама, Синди Шерман, Аннет Мессаже, Трейси Эмин, Нэн Голдин, Марлен Дюма и Бриджит Райли также обнадеживает, тем более, что их работы получают большое внимание на вторичном рынке.
Некоторые женщины-художники достигают на аукционах результатов не менее впечатляющих, что их коллеги-мужчины. Луиз Буржуа, Яёй Кусама и Синди Шерман являются одними из немногих современных художников, перешагнувших порог в миллион долларов.
И рынок также показал значительный интерес к некоторым менее известным художницам, таким как Жаклин Хамфрис (1960 г.р.), которой удалось привлечь внимание рынка, после того, как музей Уитни в Нью-Йорке заинтересовался ее абстрактными картинами. До Уитни ее лучшие работы приносили менее $20,000 на публичных продажах. После Уитни они стали уходить более чем за $60,000, а ее рекорд сейчас -$100,000 за холст “95%” (аукционный дом Phillips, 15 мая 2015) — изначально приобретенный всего за $1,200 в 1994 г. Подобный рост в цене — редкое явление для работ ныне живущих женщин-художников.
Другой пример — еще более впечатляющий — переоценка творчества другой американской художницы Элен Стюртевант (1930-2014). Продолжив тему апроприации в искусстве, Стюртевант удалось “открыть” ряд крупных художников, путем копирования их произведений задолго до проявления интереса рынка к их работам.
Техника «апроприации» (от англ. appropriate — присваивать, конфисковать), когда автор трансформирует работы других художников, наделяя их собственными смыслами.
Ее старательно неточные копии включают произведения Джаспера Джонса, Роя Лихтенштейна, Клас Олденбурга, Энди Уорхола, Йозефа Бойса, Марсель Дюшан, и Ансельма Кифера. 2 декабря 2014 года парижский аукционный дом “Artcurial” выставил её знаковую Мэрилин Монро (1967) Уорхола. Первоначально купив ее за $3,000 в 1999 (на аукционе Binoche, Париж), коллекционер решил продать ее пятнадцать лет спустя. Лот, оцененный в чуть менее чем $150,000, в итоге торгов поднялся до $412,000, составив прирост в 13,000% за 25 лет.
Этот рекорд для Стюртевант во Франции был установлен всего через несколько месяцев после ее смерти, и рынок всегда имеет тенденцию резко сжиматься после кончины культового художника, особенно если художник хорошо продается в США. Таким образом, как и предполагалось, цены на Стюртевант взлетели в 2014-2015 годах, прежде чем начать спускаться в последующие два года. Однако, мы скорее всего еще увидим всплеск спроса на работы этой гениальной художницы, удостоенной «Золотого Льва» на Венецианской Биеннале в 2011 году.
Признание музеями, как Уитни, или получение престижной награды такой как “Золотой Лев” в Венеции — жизненно важные шаги в карьере художника… и, возможно, даже более важные для женщин-художников. В 2017 году премию «Золотой Лев» за жизненные достижения была присуждена еще одной американке Кэролин Шнеман (1939-2019) — пионеру феминистского перформанса, в то время, когда вопросы гендерного равенства заняли гораздо более значимую позицию в общественных дебатах.
Источник: Artprice