В 2010 году мировой мировой арт-рынок начал оправляться от финансового кризиса. Так, азиатский рынок, как самый быстрорастущий, характеризовался ростом в 111%. Однако, это не относилось к нашему российскому арт-рынку, который продолжал находиться в стагнации и демонстрировал лишь вялых 4% роста, передает аукционный дом Christie’s. Дело не в том, что русские совсем перестали покупать искусство. Напротив, русские коллекционеры играли не последнее место в торгах.
Однако вместо того, чтобы покупать русское искусство они ориентируются на современное западное искусство.
Абрамович, например, установил несколько ценовых рекордов покупая Френсиса Бэкона, Люсьена Фрейда и Марка Ротко. И он не единственный, кто разжигал торги в эти годы, делая дорогостоящие покупки. Среди прочего русским коллекционерам предписывают покупки Пикассо и Вима Дель Во. Для тех, кто не в курсе Вим Дель Во известен татуированными свиньями и машине воспроизводящей человеческие экскременты под названием Клоака.
В аукционном доме Sotheby’s специалисты по русскому арт-рынку отмечают, что изначально русские коллекционеры из соображений патриотизма собирали национальное искусство XIX века – Айвазовского, Шишкина, передвижников и так далее. Но по мере того как их вкус развивался, они обращали внимание на общемировые тенденции в современном искусстве. Кстати, после кризиса именно российский рынок классического искусства начал обратно набирать свои обороты, а не рынок современного российского искусства.
Тенденция сдвига от покупки национального искусства в сторону западного мирового характерна для всех развивающихся экономик.
Это перемещение на международную арену безусловно является заслугой западных арт-диллеров, для которых страны БРИК – новое Эльдорадо. Тем не менее, если не брать в расчет Россию и страны персидского залива, все остальные развивающиеся страны — Китай, Индия, Латинская Америка пытаются «тянуть одеало» на себя, развивая свои собственные локальные рынки искусства, инвестируя и раскручивая своих собственных современных художников.
Косвенно факторами, способствующему этому являются следующие:
— увеличивающиеся количество частных арт-пространств, инициированных крупными коллекционерами и их влияние в качестве новых тренд-сеттеров;
— разветвление сети художественных ярмарок;
— растущая интернационализация арт-дилеров;
— налаженные формы поставки и логистики произведений искусства;
— глобализация и Интернет, распространяющие информацию дальше и быстрее чем когда-либо.
В особенности это касается Китая, где очень сильно развивается рынок китайского современного и традиционного искусства. И хотя западные искусствоведы прикладывают все усилия, чтобы изменить эту тенденцию, в том числе называют китайские вкусы еще очень не развитыми, примитивными, китайцы стоят на своем. И вот уже мировые арт-диллеры покупают китайское искусство в надежде перепродать его потом по более крупным ценам. Таким образом, Китай сам давно стал тренд-сетором на мирой сцене. Не говоря уже о том, что Китай занимает первое место в мире по объему продаж, обгоняя США и Великобританию.
Китайских коллекционеров в целом не сильно заботит то, что пытаются им навязать западные дилеры под видом отсутствия развитого вкуса. Китайцы покупают как западное искусство, так и своих современных художников, работающих в стиле контемпорари, а также художников, работающих в реалистической манере.
Российские же коллекционеры очень зависимы от мнения запада, во многом потому что инвестиции в проверенных западных художников с именем представляются им более надежными и быстрыми. Современное же российское искусство по большей части остается ими не замеченным. По всей видимости, усилия по «раскрутке» наших отечественных художников в долгосрочной перспективе не входят в планы наших коллекционеров. А раз нет коллекционеров не развиваются у нас новые арт-пространства, не появляется институт профессионального арт-дилерства и кураторства. Ведь западное искусство выставляется на модных западных выставках и продается на модных западных торгах. В то время как российских художников за рубежом практически никто не знает, потому и нет к ним интереса. Более того, карьера русского художника делается на западе. У нас же на Арт-Москве все продажи делаются двумя-тремя всеми известными тоговцами своим же, прирученным годами дружбы коллекционерам.
И это не смотря на то, что современное российское искусство гораздо более доступно нежели классическое русское или современное западное. А учитывая тот факт, что эти «два-три торговца» Айдан Салахова, Марат Гельман и Лена Селина объявили о переводу своих галерей на новый некоммерческий (в случае Гельмана и Айдан) формат, ситуация на современном российском арт-рынке представляется как чрезвычайно печальная.