Скульптура Древнего мира
В первобытные времена и древнейшие цивилизации развитие скульптуры представляется нам через разнообразное множество различных идолов и древних статуй. Но особенно интересно обратить внимание на эти примеры, так как мы увидим много общего со скульптурой модерна, авангарда и современности. С той лишь разницей, что древние мастера ваяли свои творения таким зачастую грубым необтесанным, примитивным образом, потому что не обладали достаточными навыками ремесла, а скульпторы ХХ века предумышленно. Но им удавалось создать органичный и цельный художественный образ. Скульптурный объем состоит в очень близком родстве с тем материалом, из которого он создан.
Античная скульптура
Статуя – главная форма греческого искусства. Статуи располагались в храмах, на открытом воздухе, на площадях, на берегу моря, и словно живые участвовали в жизни греческого полюса, в празднованиях, спортивных состязаниях, шествиях. Античные статуи всегда были подчинены человеческим масштабам и пропорциям. Тем самым подчеркивалась антропоморфность греческой мифологии – античные боги были лишь чуть совершеннее людей, и им не было чуждо ничто человеческое. В тоже время, отличительная черта греческого искусства – это идеализация. Греки не отделяли дух от тела, которые, по их мнению, находились в гармонии и представляли собой единое целое. Гармонично развитое тело подразумевало для них и развитое мышление, активную гражданскую позицию. Человеческий облик, возведенный к прекрасной форме, был почти единственной темой греческого искусства. Греки, преклоняясь перед его красотой, создали огромное количество статуй, в которых постигали гармонию телодвижений, пропорций, равновесия человеческого тела.
Скульптура Древнего Рима
Скульптура Древнего Рима многое переняла из греческой, но в свою очередь выдвинула на первый план – индивидуализацию, которая как способ художественного обобщения постепенно вытесняет идеализацию. Греческое идеальное и совершенное изображение сначала дополняется, а затем и сменяется индивидуальным. На смену совершенным формам греческого изобразительного искусства приходит реализм натуры. Скульптура в Риме использовалась в основном для поддержания престижа военной власти. В результате обычно включала божественные атрибуты – поза, идеализированный торс, венок, но довольно часто неприятное лицо старого человека.
Скульптура Средневековья
Главная особенность средневековой скульптуры, что она стала частью архитектуры (в основном соборов, как главных и единственных общественных пространств для искусства). Свободностоящая скульптура встречалась редко, потому что отражала чуждые христианству ценности, напоминая об языческих идолах, идолопоклонстве. Зато в архитектуре скульптура имела практически полную свободу. Тот факт, что соборы строились не одно десятилетие, а феодальная раздробленность ослабевала тенденции к появлению единых канонов за исключением церковно-христианских, развязывал самостоятельность в искусстве. Хотя все задуманное осуществлялось в лоне христианства, варварские традиции нашли свое отражение в многих скульптурных образах.
Скульптура Ренессанса
Микеланджело говорил о том, что если скатить хорошую статую с горы на ней не останется никаких повреждений. Данная мысль символзирует главную особенность скульптуры эпохи возрождения – компактность композиции.И, конечно, статуи ренессансных мастеров, которые после почти тысячелетней эпохи средневековой схоластики, обратились к античным традициям, имели с ними много общего, воспевая гимн человеческому разуму и духу.
Скульптура Барокко
Отличительными особенностями скульптуры эпохи барокко являются – контрастная проработка объема с обилием глубоких впадин и подчеркнутых выпуклостей. Лучшим примером здесь являются работы Лоренцо Бернини. Обратите внимание на то, как вырезаны, проработаны, узорчаты детали. А объем словно бы стремится ворваться в окружающее пространство.
Скульптура Классицизма
Классицизм возвращает искусство скульптуры в строго очерченные пространственные и канонические рамки, заключая ее в тщательно отполированной поверхности пластических форм и самодостаточности, предельной предметности образов.
Импрессионизм в скульптуре
Главной фигурой в скульптуре XIX века является Огюст Роден. Роден совершил революцию в академической скульптуре, привнеся в нее несглаженную лепку формы и световоздушные эффекты фактуры. В результате, скульптура начинала активно взаимодействовать с окружающей средой и пространством. С этого момента, скульпторы стали активно использовать само пространство в качестве составного материала своих скульптур, а границы объема стали достаточно размыты.
Еще более развитие скульптуры предложенное Роденом были разработано в творчестве его последователей. Медардо Россо говорил: «Объемы пропитаны атмосферным светом и не существуют как объемы или массы». Скульптуры Россо имеют размытые контуры, словно растворяясь в световоздушной среде. Как это и характерно для импрессионизма его скульптуры отражают мимолетные мгновения и состояния.
Скульптура ХХ века
Скульптура в ХХ веке отражает внедрение пространства в скульптуру. Они либо дематериализуются под давлением пространства (Джакометти), либо делают его частью себя. Отечественный скульптор Архипенко писал по этому поводу: «Традиционно считают, что скульптура начинается тогда, когда материал соприкасается с пространством, то есть пространство понимается как нечто вроде рамы вокруг массы. Я полагаю, что скульптура начинается тогда, когда пространство окружается материалом».
Г. Мур говорил: «Блок камня может иметь сквозное отверстие и ничего не терять при этом, если размер, форма и направление отверстия продуманны… Отверстие связывает одну сторону с другой, сразу же делая форму более трехмерной».
Конструктивист Н. Габо своими скульптурами и вовсе стремился создать новую реальность. Вот, что он говорил по этому поводу: «Я строю ее образ (ее в смысле скульптуры прим. автора) из ничего. Образ рождается изнутри и пространство также является важной его частью… Произведение не говорит о чем-то; оно существует само по себе … Я говорю о своем произведении, что его могла бы создать природа, но не создала. Однако, она делает это через меня». Таким образом, пустота внутри скульптуры и есть скульптура:
Стоит сказать, что искусство ХХ века разнопланово и многозначно, как и развитие скульптуры. Новизна в смысле постоянной выработки новых идей и направлений и стала движущей силой искусства ХХ века, в противоположность традиции, как это было ранее. Но не стоит воспринимать это слишком однозначно — многие «новые» идеи представляли собой переработанные заимствования из предыдущих эпох.
Один из самых смелых и знаковых экспериментов в искусстве скульптуры ХХ века «Поцелуй» Бранкузи своей обобщенностью, предельно ясной образностью, материальностью (обращению к массе, как основному материалу скульптуры) напоминает нам древние статуи. «Поцелуй» Бранкузи в скульптуре – нечто вроде «Черного квадрата» Малевича в живописи – нулевая точка отсчета нового искусства. Окружающее пространство здесь не играет совершенно никакой роли.
Примерно ту же плотность и предметность можно наблюдать в работах Ханса Арпа:
Масса материала, как основного средства художественного языка скульптуры, понималась и другим величайшим скульптором ХХ века Артистидом Майолем, который подобно Энгру в XIX веке, также выделялся из крайностей его современников, спокойной и ясной гармонией в искусстве. Своим творчеством Майоль отстаивал классическую самодостаточность скульптурных объемов, но при этом свои статуи он предполагал размещать в открытом пространстве: «Когда форма окружена воздухом, видишь форму истинную» — говорил он.
Ассоциации с средневековым романским стилем вызывают экспрессионистические скульптуры Эрнста Барлаха.
Четвертое измерение (время) в скульптуре пытались реализовать футуристы, что стало предвестием кинетической скульптуры, появившейся несколько позднее. В 1912-1913 года Боччони создает «разбитие бутылки в пространстве» и «Уникальные формы непрерывности в пространстве».
Прекрасным примером ультрадинамической скульптуры является работа советского скульптора Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»:
Кинетическая же скульптура, то есть сменяющая статический принцип скульптуры динамическим начинается с конструктивистов. Например, В. Татлина или Н. Габо, который создает скульптуру с вибрирующей пружиной.
Наиболее известным примером кинетической скульптуры можно назвать «Велосипедное колесо» на табуретке Марселя Дюшана.
Во второй половине ХХ столетия развитие скульптуры происходит под влиянием всех направлений искусства.
Особое значение в скульптуре второй половины ХХ века заняли идеи минимализма, подразумевающие повторяемость, геометричность, отсутствие всякого символизма, использование промышленных материалов:
Хотя скульптура, во многом схожая с архитектурой, с давних времен использовалась для демонстрации в открытом пространстве, в конце ХХ столетия она вступает с окружающим пространством в диалог, став его полноправной частью. Если скульптуры прошлого могли также органично смотреться и в закрытом пространстве, то развитие скульптуры в ХХ веке приводит к тому, что она имеет смысл, лишь в взаимодействии с той средой, где она расположена.
В дальнейшем из поп-арта родился стиль китч, среди наиболее известных последователей которого можно назвать Джеффа Кунса:
В рамках культуры пост-модернизма скульптура аккумулирует в себе множество различных направлений. Творчество большинства из них, нельзя однозначно отнести к какому-то одному направлению. Луиза Буржуа к примеру работала в сюрреализме, конструктивизме, кубизме и т.д.
Тем не менее, общей тенденцией в скульптуре ХХ столетия является ее активное взаимодействие с пространством вокруг.
Работы современной российской художницы Ани Жёлудь вовсе представляют из себя объемную графику, рисунок в пространстве: