Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Прерафаэлиты - ранний пример художественного авангарда


Чем прерафаэлиты отличались от викторианских художников, и предвосхитили авангард в искусстве за несколько десятилетий до его появления?

Dante Gabriel Rossetti

Братство прерафаэлитов — группа художников во главе с Данте Габриэлем Россетти, Уильямом Холманом Хантом и Джоном Эвереттом Миллесом, возникшая в Викторианской Англии в 1848 году, намеренная реформировать художественные устои викторианской Англии. Прерафаэлиты взяли своей название, так как были вдохновлены чистотой картины раннего Возрождения (до Рафаэля) и хотели создать неповторимый радикальный и современный стиль.

Картины прерафаэлитов
Картины прерафаэлитов похожи на роскошные журнальные фото-сессии или кадры из костюмных фильмов

Молодые художники оценили простоту линий и больших областей яркого цвета, которые обнаружили у ранних итальянских художников до Рафаэля, а также во фламандском искусстве 15-го века. Академический же подход, которому обучала Королевская Академия середины 19-го века базировался на контрасте света и тени Старых Мастеров. Прогрессивный подход живописи прерафаэлитов разрушал все правила создания картин, которым учила Королевская академия.

Дантэ Габриэль Россетти. Возлюбленная (Невеста). 1865
Дантэ Габриэль Россетти. Возлюбленная (Невеста). 1865

Прерафаэлиты полностью отвергли идею о том, что вы должны сначала нарисовать фигуру, затем фон. Прерафаэлиты настаивали на равном сосредоточении на всех частях композиции, сначала рисовали фоны, а потом фигуры. Они начали рисовать на белом фоне (а не на подготовленной середине, которую будут использовать большинство художников), используя чистые первичные цвета, а не смешивая их на палитре. Это то, что придает их картинам противоречивое качество фокуса похожее на фото высокой четкости.

Фредерик Лейтон Пылающий июнь 1895
Фредерик Лейтон Пылающий июнь 1895

Для рафаэлитов все было значительным и это делает их искусство очень демократичным. Ряд исследователей предполагает, что именно прерафаэлиты стоят у истоков раннего художественного авангарда, имея ряд специфических для него черт.

  • Прерафаэлиты объединились в группу и выдвинули собственный художественный манифест, с намерением отказаться от того, что было раньше и развивать искусство в совершенно новом направлении.
  • Они тяготели к синтезу искусств, интересуясь всеми формами искусства, ремесла и дизайна Британии 19-го века, пытаясь сгладить различия между ними, что было очень прогрессивно. Вместо того, чтобы разделять изобразительное и декоративное искусство, или живопись и фотографию, они работали на стыке. 
  • Прерафаэлитизм также дал слово женщине, не только как модели и изображаемому на картине объекту, но как автору. Женщины сами стали художниками группы, например, Май Моррис — младшая дочь Уильяма Морриса или Джулия Маргарет Кэмерон — одна из самых известных фотографов Викторианской эпохи.
  • Вдохновение для картин черпалось из современной жизни или литературы. Прерафаэлиты были привержены идее искусства, способного изменить общество. Для некоторых это представляло актуальные социальные проблемы, в то время как для других красота и орнамент сами по себе являлись сопротивлением все более индустриализованному обществу.
Фотография 19 века
Портрет Джулии Джексон, племянницы Камерон и матери Вирджинии Вулф, 1867