Согласно ежегодному отчету рынка современного искусства Artprice одной из главных тенденций 2022 года стало внимание к творчеству художников до сорока лет. Арт-рынок с энтузиазмом приветствует новые имена, как основу для своего будущего роста.
Тьерри Эрманн, президент и основатель Artmarket.com и Artprice.com отмечает, что: «самые молодые звезды современного искусства могут стать намного дороже великих старых мастеров всего за несколько лет. Ни редкость произведения, ни место художника в истории искусства сегодня не имеют такого значения, как чувство новизны и страсть, которые оно пробуждает».
Рынок современного искусства (в основном это работы, созданные художниками после 1945 года), когда-то маргинальный, сегодня становится самым динамичным аукционным сегментом, генерируя 18% общего оборота арт-рынка. В позапрошлом году (июль 2020 — июнь 2021) «Современное искусство» принесло 2,7 миллиарда долларов, что стало новым годовым рекордом. И это повторилось в прошлом году: с лета 2021 по лето 2022 года были рассредоточены современные произведения на сумму 2,7 миллиарда долларов! Экономический вес современного искусства почти удвоился за десять лет, а если вернуться на двадцать лет назад, то он увеличился в 31 раз (на долю современного искусства приходилось 1,4 миллиарда долларов в 2011/12 году и всего 87,9 миллиона долларов в 2001/2002 году).
Рынок ультрасовременного искусства
«Ультрасовременным» сегментом искусства часто называют рынок произведений художников, которым в настоящее время не исполнилось сорока лет. В 2022 на нем было осуществлено сделок на общую сумму 419 миллионов долларов, что составляет не менее 15,5% аукционного рынка современного искусства и 2,7% всего мирового аукционного рынка изобразительного искусства. Стоимость работ некоторых художников, которым сейчас за тридцать, за двадцать, а в ряде случаев вовсе подростков, оказалась в десять, двадцать, тридцать раз выше эстимейтов на торгах крупнейших аукционных домов.
Происхождение этого явления, наблюдаемого с самого начала 2000-х годов, но в последнее время усилившегося, восходит к рекорду установленному Джеффом Кунсом (тогда ему было 46 лет) и скульптуре «Майкл Джексон и Баблс», проданной за 5,6 миллиона долларов на Sotheby’s в 2001. Джефф Кунс был на тот момент известной персоной, но двадцать лет назад никто не представлял, что живой художник может достичь такой суммы.
С тех пор количество художников моложе 40 лет, чьи работы были представлены на аукционах, увеличилось в пять раз, а оборот в этом подсегменте в двадцать шесть.
«Голубые фишки» — работы художников Баскии, Уорхола, Бэнкси, Кондо и т. д. — достигли заоблачных цен, но теперь коллекционеры осмеливаются выйти за рамки этих «надежных» инвестиций, чтобы агрессивно торговаться за менее дорогостоящие, но обещающие большую прибыль работы произведения молодых авторов. В январе 2021 года арт-журналист Скотт Рейберн придумал для обозначения нового поколения прилагательное «красные фишки» — именно они заняли лидирующие позиции на международном арт-рынке. Конкуренция в аукционных залах настолько высока, что общий оборот художников младше сорока достиг рекордного уровня в 200,9 млн долларов (первое полугодие 2022 г.), или 2,7% мирового аукционного оборота изобразительного искусства. Никогда раньше художники этой возрастной группы не пользовались таким большим спросом.
В конце 1990-х Баския был единственным художником моложе сорока (он умер, не дожив до этого возраста), чья работа была продана на аукционе дороже чем за миллион долларов. Сегодня его лучшие работы стоят уже не один миллион, а 30, 40, 50 и более 100 миллионов долларов, поскольку «миф» о Баскии со временем только укрепляется.
Но кто они Баскии и Уорхолы завтрашнего дня?
Аппетит к новым художникам, безусловно, свидетельствует о стремлении заполучить звезд завтрашнего арт-рынка. Крупные коллекционеры и дилеры хотят «ставить» на произведения тех авторов, которые через несколько лет или десятилетий будут числиться в пантеоне самых желанных и высокорейтинговых, делая ставки на тех, кто лучше всего отражает дух времени.
В результате рынок молодых художников достигает рекордных цен, интегрируя почти все актуальные тенденции как NFT, стрит-арт, искусство африканской диаспоры и женщин-художников.
Мэтью Вонг — самый редкий и успешный ультрасовременный художник
Мэтью Вонг трагически скончался в 2019 году в возрасте 35 лет. С тех пор The New York Times назвала его «одним из самых талантливых художников своего поколения». Коллекционеры также, кажется, выбрали его самым желанным современным художником. Как только его работы были выставлены на аукцион в 2020 году (через несколько месяцев после его смерти), стоимость восьми его картин превысила миллион долларов за один год, поскольку коллекционеры стремились получить работы, которые быстро становились все более редкими. Превознося Мэтью Вонга, рынок, похоже, воссоединяется с мифом о «проклятом гении», мифом, который, как считалось, был развеян после безвременной кончины Баскии.
Вонг доминировал в топ-10 художников моложе 40 лет, на долю которых приходится половина оборота в $200,9 млн, полученного в первом полугодии 2022 года. Интересно, что он является одним из немногих мужчин в рейтинге, в который входят семь женщин-художниц.
Ультрасовременные художники-женщины
После десятилетий опасений о недостаточной представленности женщин в мире искусства и их недооценености арт-рынком все больше женщин выбирают карьеру в искусстве, и их успех приходит гораздо быстрее. Их представленность на торгах теперь является сознательной стратегией, на которую претендуют крупные аукционные дома, подчеркивая новые таланты и подвиги женщин-художников. Например, когда 22 июня 2022 года Phillips завершили аукцион современного искусства в Гонконге, сразу же сообщили, что «90% работ женщин-художников превзошли их высокие оценки». Впервые в истории женщины-художницы генерировали больший аукционный оборот, чем мужчины, а их цены были выше, чем на произведения коллег мужского пола.
В рейтинге Топ-10 молодых художников моложе сорока по аукционному обороту за первое полугодие 2022 года не менее семи молодых женщин: Аяко Роккако, Флора Юхнович, Эйвери Сингер, Мария Беррио, Анна Вейант, Кристина Куорлз и Лои Холлоуэлл.
Все они родились после 1980 года. Им за тридцать, они входят в число новых надежд современной живописи, и цены на их работы более взрывные, чем у большинства мужчин их поколения.
Эйвери Сингер (1987 г.р.)
Художественный язык Эйвери Сингер заимствует эстетику цифрового коллажа и часто использует черный, белый и оттенки серого для создания уникального изобразительного мира, который уже покорил европейские музеи (Музей Стеделийк в Амстердаме в 2016 году и Музей Людвига в Кельне в 2019 году) и американские МоМА, Музей Уитни. При поддержке мегагалерей она привлекает внимание крупных коллекционеров даже в Азии.
Эвери Сингер дебютировала на аукционе в 2017 году, когда ей было всего тридцать, и ее первый холст был продан за 36 000 долларов. В следующем году ее «Fellow Travelers, Flaming Creatures» (2013) были проданы за 735 000 долларов на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке всего за несколько месяцев до официального объявления о ее представительстве влиятельной галереей Hauser & Wirth (в декабре 2019 года). Наиболее информированные участники торгов знали, что делают…
Кристина Куорлз (1985 г.р.)
Кристина Куорлз воплощает и ставит под сомнение социальные проблемы, работая с темами меньшинств, тела и сексуальности, идентичности и пола. Галерея Hauser & Wirth, к которой она присоединилась в 2021 году (через два года после Эйвери Сингер), представляет ее как “queer and cis”, рожденную от черного отца и белой матери. Ее представляет могущественная структура Hauser & Wirth, чьи галереи и филиалы распространились от Цюриха до Гонконга — в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Монако, а вскоре планируется открытие в Париже (открытие весной 2023 г.).
Флора Юхнович (1990 г.р.)
Официально сотрудничающая с галереей the Victoria Miro gallery с января 2021 года была представлена ею на аукционе уже через три месяца. Существует длинный список коллекционеров, которые срочно хотят приобрести ее работы. Ее небольшие рисунки в Лондоне сразу же выросли в десять раз по сравнению с эстимейтами, а на торгах в Нью-Йорке в июне 2021 года полотно «Хорошенькая штучка» получило более чем на миллион долларов — и это в возрасте художницы тридцати лет!
14 октября 2021 года ее картина «I’ll Have What She’s Having,», только что написанная в 2020 году, была продана на аукционе Sotheby’s в Лондоне за более чем 3 миллиона долларов против эстимейта от 80 000 до 110 000 долларов, то есть в тридцать раз выше среднего эстимейта! За первые шесть месяцев 2022 года ожесточенная конкуренция между участниками торгов привела к тому, что четыре полотна превысили порог в миллион долларов.
Анна Вейант (1995 г.р.)
Родом из Канады, Анна Вейант поступила в Школу дизайна Род-Айленда в 2017 году, затем изучала традиционную живопись в Китайской академии искусств в Ханчжоу, а затем навсегда поселилась в Нью-Йорке, где с весны 2022 года ее представляет самый влиятельный арт-дилер в планеты — Ларри Гагосян. Всего через год после своего аукционного дебюта девушка опубликовала два семизначных результата, и все ее работы были проданы без исключения.
«Summer time», портрет женщины с длинными распущенными волосами, который два года назад художница продала примерно за 12 000 долларов, была перепродана за 1,5 миллиона долларов, что в пять раз превышает максимальную оценку, на аукционе Christie’s 9 мая.
Лои Холлоуэлл (1983 г.р.)
Считающаяся продолжателем традиций таких художников, как Джорджия О’Киф и Джуди Чикаго Лои Холлоуэлл и ее абстрактные картины уже были представлены примерно в пятнадцати музеях по всему миру, в частности, благодаря поддержке Pace Gallery, представляющей ее интересы с 2017 года. Далее ее аукционные цены продолжали расти с поразительной скоростью. Начав с дебютного аукциона с 68 750 долларов в мае 2018 года (Sotheby’s New York), Холлоуэлл преодолела отметку в 400 000 долларов в 2019 году, а затем порог в миллион долларов в 2021 году. Такой быстрый рост, очевидно, подпитывает искушение быстро перепродать. Ее полотно Lick Lick in Orange and Blue (2015) было приобретено за 137 500 долларов в сентябре 2019 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке и впоследствии перепродано за 963 000 долларов (то есть прибыль составила еще 825 500 долларов) в апреле 2022 года на Sotheby’s в Гонконге.
Мария Беррио (1982 г.р.)
Колумбийская художница Мария Беррио изучала искусство в Нью-Йорке в Школе дизайна Парсонса и получила степень магистра в Школе визуального искусства. В настоящее время она живет в Нью-Йорке и создает изящные картины, сделанные из слоев японской бумаги, произведения со сказочными акцентами, которые ставят под сомнение текущие события, отводя при этом большое место изображению женщин.
Вскоре после групповой выставки в Victoria Miro (организованной совместно с The Great Women Artists) Мария Беррио официально присоединилась к списку художников, поддерживаемых этой влиятельно галереей, которая с тех пор представляла ее работы в Лондоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и других местах через ярмарки и выставки.
Когда Мария Беррио дебютировала на аукционе в ноябре 2021 года, ее работы уже были известны крупным коллекционерам. По этому случаю Sotheby’s предложило ее «FLor», полотно 2013 года, оптимистично оцененное в $120 000, но торги не прекращались, пока не достигли $927 500! В этом году ее рынок еще больше ускорился: в первом семестре было около десяти транзакций, в том числе два результата превысили порог в миллион долларов.
Аяко Роккаку (1982 г.р.), самая старшая из ультра молодых художников до 40 лет
В отличие от других девушек художниц, представленных выше, Аяко Роккаку уже имеет определенную историю аукционного рынка, поскольку ее работы продаются на публичных торгах уже пятнадцать лет (с 2007 года). Поэтому неудивительно, что эта крупная художница японской сцены, поддерживаемая самим Такаси Мураками, а также крупными галереями, зарекомендовала себя как вторая самая успешная художница своего поколения с общим доходом в первом полугодии 2022 года в размере 18,6 миллиона долларов. Аяко Роккаку, кажется, также извлекает выгоду из нынешнего энтузиазма в отношении женщин-художников, поскольку спрос на ее работы никогда не был выше, чем в этом году.
Источник: Artprice.com