Культурная глобализация и рост международного общения привели к тому, что с ростом культуры мир «усложняется» — увеличивается и обогащается ассоциативное пространство его восприятия. В середине 20 века в литературатуроведении появляется понятие гипертекст. Суть его заключается в реальном сосуществовании бесконечных возможностей чтения в одной книге. Таким образом, количество значений изначального текста расширяется благодаря читателю, а автор текста создает нечто, что можно охарактеризовать названием рассказа Хорхе Луиса Борхеса «Сад расходящихся тропок». Произведение перестает быть самодовлеющим и превращается в «галерею метафор».
Современный художник апеллирует не только и не столько собственным воображением, но на него оказывает влияние та культурная среда, в которой он находится. Выходит задача современного художника – анализ существующего. Проблема состоит в том, что нового автор привносит в культуру в результате этого анализа. Что является раскрытием авторской индивидуальности, что – аналитическим обобщением, а что — просто чьей-то забытой видоизмененной идеей?
Результатом технического прогресса стало повышение общей культурной осведомленности. Этот процесс, безусловно, положителен, но имеет и свой недостаток: как не потерять свое творческое видение в лабиринте уже созданных образов и символов? Человеческое сознание устроено так, что лучше запоминается уже когда-либо увиденное. Многие художники активно этим пользуются, достаточно вспомнить постмодернистов и Энди Уорхола с его знаменитыми банками супа «Кэмпбелл» и зелеными бутылками кока-колы. Предметом «уже когда-либо увиденного» становятся не только товары и портреты знаменитостей, но также и уже существующие произведения искусства.
Китайская художница Ю Дуоки (Ju Duoqi) воссоздает всемирно известные шедевры из овощей. А канадская художница Серена Мэлион (Serena Malyon) при помощи tilt-shift эффекта экспериментирует над картинами Ван Гога. Скандально известный английский художник Бэнкси (Banksy) также использует в своих работах известные произведения искусства.
Что же позволяет художникам использовать чужие работы, не боясь обвинения в плагиате? Сложность состоит в том, что порой затруднительно доказать наличие плагиата, который часто находится на грани смежных с ним понятий: подражание, цитирование, заимствование и т.д. На самом деле, любые новые произведения являются анализом существующего, как было сказано выше. Это так называемый «феномен эха в культуре».
Поэтому стремление художника использовать уже существующие образы и символы (как осознанное, так и безотчетное) является вполне естественным явлением. Скандальной проблема авторского права стала в 20 веке, когда человеку стало особенно потребно идентифицировать себя. Отличным примером такого человека является главный герой фильма «Новые времена» Чарли Чаплина («Modern times», 1936). Маленький Бродяга не желает быть «винтиком» в огромной мега-машине промышленного производства. Таковы и художники нового поколения. В условиях стремительного развития арт-рынка уже недостаточно подражать образцам – традиции, внутри которой сформирован автор. Необходимо максимально выделиться среди «винтиков». Возвращаясь к особенности человеческой памяти – необходимо сделать так, чтобы тебя запомнили. Сложно создать что-то новое в этом море идей, поэтому вполне логично использовать уже «раскрученные бренды», переработать их и пойти дальше.
Плагиат – это присвоение авторства чужой идеи, но на самом деле, объектом является не сама идея, а её исполнение, форма. У любого художественного творения, будь то литературное произведение или картина, существует две художественные реальности. Первая – это реальность художественного мира (сюжет), вторая реальность – это особый способ организации (форма). Можно привести сравнение с душой и телом. Получается, что плагиат – это копирование тела. А вот душа имитации не подлежит. При все многообразии художественных средств художник ограничен материальностью мира, а вот трансцендентность души не имеет границ. Поэтому и душа произведения не может быть тиражирована и всегда глубоко индивидуальна.
Текст: Полина Долганова