Банки с супом Кэмпбелл («Банки с супом 32») стали первой значимой персональной выставкой Энди Уорхола, резко развернувшей его карьеру. Произошло это в 1962 году в галерее Ferrus в Лос-Анджелесе, Калифорния.
Уорхол тогда работал иллюстратором в модных журналах. У него было несколько выставок в Нью-Йоркских галереях и однажды про него даже написал журнал Life, но в целом Уорхол пока был малоизвестным художником. Однажды он даже пытался передать в дар американскому музею The МоМА одну из своих работ, но там вернули ее обратно. Каким было детство Уорхола?
Директор Ferrus Gallery Ирвин Блюм предложил шоу малоизвестому Уорхолу, после того как впервые увидел шесть холстов из консервных банок в 1961 году. Блюм пошел к Уорхолу по предложению Ивана Карпа, заместителя директора известной Нью-Йоркской галереи Лео Кастелли и одного из первых и преданных сторонников поп-арта, рассчитывая увидеть у Уорхола картины наподобие комиксов Роя Лихтенштейна из галереи Кастелли. Но побывав в квартире Уорхола на Лексингтон-авеню, которая одновременно использовалась как студия, было решено представить выставку под названием «Банки супа 32» состоящую из 32 живописных работ размером 182 на 132 см, изображающие банки с супом Кэмпбелл.
«… Я шел по коридору, — позже рассказывал Блюм, — и увидел на полу, прислоненные к стене, картины банок с супом. Я сказал: «Энди, что это?» Он сказал: «О, я делаю это сейчас». И я сказал: «Почему больше одного?»… Он сказал: «Я собираюсь сделать 32». Я просто не мог в это поверить. Я сказал: «Почему 32?» Он сказал: «Всего 32 разновидности».
Центром выставочной жизни в те годы считался Нью-Йорк, но для Уорхола показалось интересным сделать выставку в Лос-Анджелесе, так как про него смогут услышать кинозвезды из Голливуда, которые всегда были для художника предметом особого интереса.
Превращение Уорхолом объекта в товар стало прямо противоположным превращению реальных товаров в объекты в реди-мейды Дюшана. Картины были расставлены вдоль белых стен галереи на установленных, как в настоящем супермаркете полках. Выставка безусловно была радикальной, многие вообще ставили под сомнение, что такое можно считать искусством.
Отзывы критиков были негативными, но выставка все же получила большой резонанс в СМИ. Галерея напротив даже выставила у себя на витрине пирамиду из банок с супом с надписью «Продадим настоящий суп, но за 29 центов» (холсты Уорхола продавались за 100 долларов).
С выставки была продана всего одна работа и еще на 4 была поставлена бронь. Оценив общественный резонанс и потенциал этого проекта, директор галереи Ирвин Блюм выкупил работы у покупателей обратно, а также и все остальные не проданные картины из серии по оговоренной цене в 100 долларов. В 1996 году Блюм продаст эту серию в МоМА за 15 миллионов долларов.
Выставка «Банки супа 32» стала весомой точкой в развитии поп-арта и карьеры Энди Уорхола, который продолжит работать в этом жанре, переключившись на изготовление тиражных шелкографий с портретами кинозвезд и газетных вырезок, впоследствии откроет свою знаменитую Фабрику на Манхэттене. Блюм станет специализироваться на поп-арте, работая также с другими выдающимися представителями этого направления такими как Рой Лихтенштейн и Фрэнк Стелла. Поп-арт, отличающийся простотой, доступностью и лаконичностью образов, тиражируемых объекты массовой культуры и потребительства, станет одним из символов американского искусства.