Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Рисование людей для начинающих


Изучение анатомии на трупах, подобно тому, как это делали Леонардо да Винчи, Микеланджело, и другие великие художники Возрождения, сложно, трудно и не всегда доступно. Как научиться вполне изображать человеческую фигуру читайте в статье из советского журнала художник 1959 года.

Как рисовать человека?

Рисование людей для начинающих требует применения всех способов изучения натуры – перспектива, анатомия, светотень, цвет и т.д. . Применение перспективы и светотени как основных средств выявления пластической формы при изображении человека значительно усложняется. Построение перспективы при помощи горизонта, точек схода и других подсобных точек и линий, применяемое при воспроизведении интерьеров и зданий, совершенно неприменимо при рисовании человека.

Для рисования людей начинающим необходимо не только в полной мере знать перспективу, но и уметь передавать ее по чувству, уметь улавливать глазом малейшие перспективные сокращения формы и сложные ракурсы. Многообразие светотеневых нюансов на поверхности человеческого тела требует большой точности в распределении светотени на рисунке. Ошибки в передаче масштаба светотеневых отношений  нарушают целостность формы, деформируют ее.

Форма человеческого тела определяется ее анатомическим строением. Начиная с эпохи Возрождения и в последующие эпохи искусство изображения человека базировалось на глубоком знании анатомии  человеческого тела.

Знание анатомии требует всестороннего изучения строения человеческого тела и составляющих его органов. Из этой обширной области художнику прежде всего нужно знать то, что относится к так называемой пластической анатомии, или анатомии форм.

Изучение анатомии на трупах, подобно тому, как это делали Леонардо да Винчи, Микеланджело, и другие великие художники Возрождения, сложно, трудно и не всегда доступно. И в этом нет необходимости при наличии в настоящее время различных иллюстрированных руководств по анатомии, гипсовых муляжей мускулатуры и других наглядных пособий. Анатомию следует изучать всеми доступными способами, совмещая это изучение с анатомическими зарисовками, с наблюдением и рисованием с натуры обнаженного человеческого тела.

Начинающим для рисования людей всего в начале подойти к изучению анатомии человеческого тела так, как подходят к изучению устройства какой-либо машины, — только со стороны механизма и движения. Двигательный аппарат тела – скелет и прикрепленные к нему мускулы – подобен машине. Кости, двигающиеся в суставах под воздействием мускулов, образуют своеобразные рычаги, т.е. простейшие машины для подъема и передвижения тяжестей. Чтобы начать изучение анатомии тела со стороны механизма его движения, скульптор А.С. Голубкина рекомендует вылепить из воска или пластилина двух цветом небольшой анатомический этюд человеческой фигуры.

Вначале лепится остов скелета, а потом из воска или пластилина другого цвета этот остов покрывается последовательно мускулами первого, второго и третьего слоя. Вся работа должна проходить при одновременном тщательном изучении руководства по пластической анатомии. В результате работы над анатомическим этюдом вы поймете, как закономерно и целесообразно строение человеческого тела.

Следует еще заметить, что значительная трудность при рисовании людей для начинающих заключается в его подвижности. Поэтому, прежде чем приступить к рисованию живой натуры, очень полезно провести упражнения в изображении гипсовых слепков: отдельных частей лица и головы, частей конечностей (ступни и кисти рук), античных масок, голов и статуй. На них можно длительно штудировать форму и при этом тщательно заканчивать рисунок. Кроме того, белый одноцветный материал гипсовых слепков облегчает понимание пластической формы и изучение светотеневых отношений. Как много времени и внимания уделялось гипсам в старой Академии художеств, можно судить хотя бы потому, что Карл Брюлов исполнил с натуры сорок совершенно законченных рисунков группы Лаокоона с сыновьями.

Журнал «Художник» №10 1959г.

Рисование человека упражнения. Читать далее.