Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Антиквариат на колесах. Маркетри Восточного Экспресса

orient express

Грянул турецкий барабан, зазвучали трубы, на перроне стамбульского железнодорожного вокзала началось радостное оживление. Красавец-поезд до блеска начищенными вагонами сиял на ярком сентябрьском солнце. По красной дорожке начали медленно направляться к поезду пассажиры, а вдоль состава выстроились в ряд начальник поезда, его помощники, работники кухни во главе с одним из лучших в мире шеф-поваром. Через несколько минут, как и в начале прошлого века, знаменитый поезд Восточный Экспресс (Orient Express) отправится из Стамбула.

Поезд-символ, он, как визитная карточка, как неотъемлемая часть ушедшей эпохи, напоминает нам о той жизни начала ХХ века. Но не просто напоминает, как запыленный музейный экспонат, он живет и движется, он сохранил свой дух и помогает нам окунуться в атмосферу ушедшего века, ощутить ее или хотя бы приблизиться к ней, и на некоторое время забыться в удобных купе вагонов и почувствовать себя, если уж не королевской особой, то во всяком случае особой, особой немного причастной к той эпохе. Декору вагонов этого легендарного поезда Orient Express (Ориент Экспресс), в частности, маркетри, украшающего интерьеры его вагонов, посвящена эта статья. Представьте только: Rene Prou, Paul Nelson, Rene Lalique и другие известные художники в 20-е, 30-е годы ХХ века занимались декорированием каждого вагона. Какое мастерство и фантазию они проявили. Сохранившиеся вагоны дают уникальную возможность нам вжиться на время в роль в родной обстановке первой четверти ХХ века.

Кроме Восточного Экспресса, самого знаменитого состава, по Европе в период до Второй Мировой Войны ходили несколько роскошных поездов по наиболее популярным маршрутам. Эти поезда будоражили воображение многих творческих людей. Голубые вагоны экспресса, ходившего по маршруту Париж — Кот д Азюр, запущенного в 1922 году, видимо, и вдохновили нашего знаменитого соотечественника Сергея Дягилева и его друзей на создание балета «Голубой поезд» в 1924 году. Либретто к нему написал Жан Кокто, декорации — Пабло Пикассо, а костюмы придумала Коко Шанель. Балет был о молодости, уносящейся в голубом поезде на Лазурный берег. Для них все было романтично и символично. Они сами часто путешествовали этим экспрессом, а молодость пролетала незаметно и быстро.

Но не только на романтический лад настраивали знаменитые поезда. Восточный Экспресс вдохновил Агату Кристи на создание романа Убийство в Восточном Экспрессе. В 1938 году Альфред Хичкок снял фильм «Дама исчезает». Позднее в Orient- Express разворачивались действия одного из фильмов о Джеймсе Бонде — «Из России с любовью» с участием Шона Коннери. В 1974 году режиссер Сидней Люмет снял фильм по известному роману Агаты Кристи «Убийство в Восточном Экспрессе «, а в 1976 году фильм » Агата» режиссера Майкла Аптеда по мотивам жизни Агаты Кристи тоже не  обошелся без участия легендарного поезда.

Новая концепция путешествия в спальных вагонах начала претворяться в жизнь к началу Серебряного века. Ощутимая роскошь, элегантность, эстетика и совершенство во всем привлекали богатых пассажиров. В вагонах Восточного экспресса совершали свое путешествие особы королевской крови, знаменитые артисты, музыканты, писатели, бизнесмены, политики. За свою более чем вековую историю он повидал огромное количество разных людей. И пока новые пассажиры занимают свои места в поезде и только начинают проникаться его атмосферой, совершим небольшой экскурс в историю.

Основатель компании Wagons Lits — Georges Nagelmakers (Джорж Нагельмакерс) родился в 1845 году в Льеже в богатой семье банкиров ( Банк Нагельмакерсов был основан еще в 1747 году).

В 1967-1968 годах Georges Nagelmakers совершил путешествие в Америку. Его поразили там пульмановские вагоны класса люкс Джоржа Мортимера Пульмана — автора и создателя таких вагонов. В 1874 году G.Nagelmakers основал Compagnie Internationale des Wagons-Lits (CIWL) в Льеже. В 1876 году Компания открыла представительство в Брюсселе. G. Nagelmakers заказал и построил множество вагонов. Во-первых, для специальных поездов, состоявших только из спальных вагонов и вагонов- ресторанов, во-вторых, отдельные спальные вагоны, прицепляющиеся к разным поездам. Традиционные цвета вагонов были и остаются синий с золотом. На вагонах красовались бронзовые гербы с геральдическими бельгийскими львами. Король Леопольд II позволил использовать королевские символы на вагонах экспресса. Они, по-прежнему, украшают современный поезд Ориент Экспресс.

pullman

В феврале 1883 года в Константинополе состоялась конференция, на которой было принято решение о начале железнодорожного сообщения между Парижем и Константинополем, а в октябре 1883 года первый поезд Express d Orient отправился с Восточного вокзала в Париже. Позднее, в 1891 году, поезд был переименован в Orient Express. Поезд состоял всего из двух спальных вагонов, курительной комнаты, туалетных комнат, будуара с мозаичными полами. Интерьер украшали красные плюшевые кресла, восточные ковры, бархатные шторы. В составе поезда был вагон-ресторан, вагон, где располагалась кухня и багажное отделение, а также почтовый вагон. Поезд доходил до болгарской границы, там пассажиров пересаживали в другой менее комфортабельный поезд, который доходил до порта Варна, и на пароходе они уже добирались до Константинополя.

Существовали и другие маршруты спальных поездов. Nord Express курсировал от Санкт-Петербурга до Парижа, Sud-Express — от Парижа до Лиссабона. Объединенный маршрут Nord-Sud Express был запущен в 1887 году между Россией и Португалией. Это был самый востребованный маршрут в период до I Мировой войны и имел большое значение. Даже Королевская почтовая служба Великобритании подстраивала время отправления почтовых пароходов к расписанию этого поезда. Часть вагонов CIWL использовалась в России на Транссибирской магистрали. Также к концу XIX века CIWL построила для своих пассажиров несколько отелей в разных городах и странах.

В 1919 году в связи с открытием альпийского туннеля Simplon появилась возможность ввести более южный маршрут в Стамбул через Милан, Венецию и Триест. Именно этот маршрут известен как Simplon Orient Express (SOE). После подписания Версальского договора по итогам I Мировой войны SOE стал широко популярен. Маршрут из Парижа через Лозанну, Милан, Венецию, прописанный в Версальском договоре, гарантировал безопасность железнодорожного сообщения между Западной и Восточной Европой, минуя Австрию и Германию.

В 30-е годы широко использовались три параллельных маршрута: Orient Express, SOE и Arlberg Orient Express, который пролегал через Цюрих и Инсбрук.

Во время Второй Мировой войны разная участь постигла вагоны Ориент Экспресса, о судьбах многих из них будет сказано ниже. Некоторые вагоны были уничтожены, движение Ориент Экспресса прекращено. После войны CIWL возобновил сообщение, хотя и с некоторыми сложностями из-за закрытия и открытия границ между странами. С 1961 года завершили свое существование маршруты Orient Express и Arlberg Orient Express, а с 1971 года CIWL полностью прекратил сообщение и начал распродавать свои вагоны.

В 1982 году образовалась новая компания Venice Simplon Orient Express (VSOE), которая, начиная с 80-х годов, выкупала вагоны, построенные в начале ХХ века в Англии или во Франции, пульмановские и континентальные, реставрировала их, давая им вторую жизнь. Движение поезда было возобновлено.

Итак, теперь уделим внимание пульмановским вагонам.

В конце 19 и в начале 20 веков, параллельно с континентальными вагонами в Англии строились так называемые пульмановские вагоны по американскому образцу. Цвет их был кремовый с коричневым. Первый такой вагон под названием «Юпитер» был собран на фабрике в г. Дерби в 1875 году из частей, привезенных в Англию из Америки. Пульмановские вагоны входят в состав вагонного парка компании VSOE, но курсируют по территории Великобритании. Они используются на короткие поездки на один день или week­end с остановкой на ночь в отелях, так как переделаны из спальных вагонов в вагоны — рестораны.

Рассмотрим интерьеры нескольких пульмановских вагонов, выкупленных и отреставрированных VSOE. Например, вагон «Ибис», построенный в 1925 году, был очень любим пассажирами за его отделку. Бледно-голубые стены вагона украшали медальоны, выполненные в технике маркетри, с танцующими гречанками.

orient express

Большинство маркетри пульмановских вагонов в том числе и «Ибиса» были выполнены Альбертом Дюнном (Albert Dunn). Его фирма была основана 1895 году в Лондоне как компания Dunn and Son с целью работы в области искусства маркетри и Boulle. В 1934 году Роберт, сын Альберта, стал партнером фирмы, а после смерти отца в 1987 году уже его сын и внук основателя фирмы, Боб продолжил семейные традиции, возглавив фирму. Кроме железнодорожных вагонов маркетри этой фирмы украшали, например, трансатлантические лайнеры «Лузитания» и «Титаник».

Сразу после завершения строительства «Ибис» был продан компании Wagons Lits и перевезен на континент. Он находился в составе SOE. В 1927 году был одним из вагонов Довиль- экспресса. Позднее «Ибис» возвратился в Великобританию, где его ввели в состав поезда «Золотая Стрела» и вернули ему его имя. В 1981 году VSOE выкупил его у Бирмингемского железнодорожного музея. Реставрацию маркетри осуществил Роберт Дюнн. Он обнаружил оригинальные эскизы в архиве своего отца. Каждый кусочек шпона вручную был приведен в порядок. Чтобы создать трехмерное изображение некоторые из элементов шпона делались выпуклыми, для чего под него помещали подкладки, отсюда такая игра света и тени.

Великолепный вагон — салон первого класса «Люсиль» был построен для поезда « Queen of Scots» в 1928 году. Декор вагона украшали прекрасно выполненные маркетри в форме греческих урн работы Альберта Дюнна.

orient expressorient expressorient express

В 1967 году «Люсиль» приобрел коллекционер- любитель железнодорожного транспорта господин Е. Льюис-Эванс, который жил в нем следующие шестнадцать лет. После распродажи его коллекции, компания VSOE купила «Люсиль» и восстановила вагон. Он был отреставрирован семейной фирмой Дюнн с использованием оригинального зеленого шпона.

Вагон «Одри» сильно отличается от других пульмановских вагонов VSOE. Его украшают яркие хромированные элементы отделки, открытые потолочные лампы и двенадцать панелей маркетри, изображающие пейзажи. Вагон был построен в 1932 году, как вагон первого класса с кухней. В1940 году он был поврежден бомбой во время воздушного налета, после отреставрирован и часто использовался членами королевской семьи Великобритании. В 1980-е годы  Одри» приобрела компания VSOE у профессора Итонского колледжа.

Вагон «Персей», выпущенный в 30-х годах, был введен в состав поезда Золотая Стрела в качестве участника Фестиваля Британии. Декор его состоял из тщательно подобранных ясеневых панелей, элегантных светильников и бронзовых полок для багажа.

orient express

В 1956 году в нем начал свою десятидневную поездку по Британии руководитель СССР Н. Хрущев. «Персей» входил в состав похоронного поезда Сэра Винстона Черчилля, а также принимал участие в фильме «Агата». Позднее он был выкуплен компанией VSOE.

Из всех  пульмановских вагонов маркетри вагона «Зена» более всего относится к стилю ар-деко — главному стилю 20-х годов ХХ века. Однако декоративные элементы в виде маркетри выполнялись и в других стилях. Вагон «Минерва», построенный в 1927 году декорирован изысканным эдвардианским маркетри, а вагон «Иона» 1928 года выпуска отделан панелями из капа тиса и фризом из цветов в технике маркетри в викторианском стиле.

orient expressВагон «Вера», построенный в 1932 году в 70-е годы был куплен некоей госпожой Деборой Тернер и установлен около пруда в ее саду. К счастью, в 1985 году компании VSOE удалось выкупить его и отправить на реставрацию. Панели маркетри по дизайну H.H. Martyn and Co, исполненные Альбертом Дюнном, были восстановлены по заказу VSOE мастерскими Дюнна. Интерьер вагона «Вера» декорирован панелями в форме бриллианта, с использованием сандалового дерева и махагона. На вершине каждой панели изображена стилизованная газель, выполненная в профиль между двумя пальмами .

orient express

Чтобы ознакомиться с убранством континентальных вагонов компании VSOE, вернемся в Восточный Экспресс, который уже начал свой путь по маршруту Стамбул- Бухарест- Будапешт- Вена- Венеция. Наше путешествие начинается в уютном купе вагона № 3482. Это спальный вагон первого класса «люкс», построенный в 1929 году в Бирмингеме. Дизайн декора был придуман Моррисоном в виде абстрактного геометрического рисунка под  названием «Трапеция», маркетри выполнены Альбертом Дюнном.

orient expressorient express

Этот вагон находился в составе Train Blue ( Голубого поезда), в 1937 году был  переведен в состав Северного Экспресса, курсирующег о из Парижа в Ригу. Во время II Мировой войны он использовался в качестве отеля в Лионе, потом опять был в составе Голубого поезда, затем введен в состав SOE и вот теперь его маршрут Стамбул- Венеция.

В каждом купе всех вагонов поезда кроме спального места имеется аккуратный, деревянный, полированный, откидной столик, который фиксируется на деревянной подставке с пружинным механизмом, а также небольшая настольная лампа с тканевым абажюром на металлической подставке. Каждое купе оснащено отдельной нишей с умывальником, которая закрывается дверями, украшенными маркетри.

orient expressorient express

Спальные вагоны №3483 и №3473 также были построены в 1929 году в Бирмингеме, но декорированы по-разному. Вагон №3483 украшают тонко выполненные маркетри с разными по форме корзинами с цветами по дизайну Моррисона, а вагон №3473 тоже по дизайну Моррисона декорирован гирляндами из цветов, которые зигзагом проходят по верхнему фризу в каждом купе и вдоль общего коридора. Считается, что маркетри этих вагонов выполнены Альбертом Дюнном.

orient express     orient express

Следующие несколько вагонов были построены во Франции и декорированы Rene Prou (Рене Пру) — одним из ведущих дизайнеров периода ар-деко. Рене Пру родился в Нанте в 1889 году, обучался в Париже, где он разрабатывал свой собственный стиль для интерьеров и мебели, который отличался большим количеством орнаментов. Его стиль очень хорошо пришелся по вкусу изысканной французской публике 20-х годов ХХ века своим сочетанием мастерства, современных техник и необычных материалов. С успехом его работы выставлялись на Парижской выставке декоративного искусства в 1925 году, а в 30-х годах мастер имел уже международное признание. Он декорировал интерьер универмага Мицубиси в Токио, обеденный зал Валдорф Астория в Нью Йорке, комнату Совета для Лиги Наций в Женеве, разрабатывал дизайн интерьеров лайнеров и спальных вагонов для компании Wagons Lits. Самый старый из сохранившихся спальных вагонов №3309, построенный в 1926 году в Бельгии был декорирован Рене Пру орнаментом из стилизованных растений в технике маркетри с использованием различных пород дерева. А вот каждое купе сразу нескольких следующих вагонов №3525, №3543, №3544 украшают инкрустации в виде орнаментов на растительную тему, выполненных не из дерева и не из слоновой кости, а из искусственного материала — парижской штукатурки, которая с годами покрылась трещинами. Такая техника известна как паркетри.

orient expressorient express

Еще три спальных вагона класса «люкс» №3552, №3553 и №3555, построенных в 1929 году во Франции, декорированы по дизайну Поля Нельсона. Внутри купе украшают деликатные маркетри из «тигровых лилий», а снаружи на дверях купе выполнены в овале стилизованные цветы на длинных ножках. Видно, что сверху маркетри более светлое, солнечное, внизу более темное.

Хромовые полки для багажа в этих вагонах тоже с цветочным мотивом, что очень хорошо гармонирует с маркетри.

orient express

Кроме спальных вагонов, багажного вагона, кухни, вагона для персонала в поезде находятся три вагона — ресторана и вагон — бар. Вагон — бар был построен в 1931 году во Франции. В его декоре нет маркетри. Жерар Галле — главный дизайнер реставрации всех вагонов VSOE, оформивший интерьер вагона-бара в стиле ар- нуво, справился со своей задачей изящно, лаконично и просто. Также по дизайну Жерара Галле была сделана фарфоровая и стеклянная посуда для ресторанов.

orient express

Прежде чем говорить об интерьерах вагонов — ресторанов необходимо заметить, что в поезде существуют некоторые требования к одежде. На ужин необходим смокинг или костюм для мужчин и вечернее платье для женщин. Более того, внутри поезда не разрешается ходить в джинсах или шортах, дабы не разрушать созданный образ ушедшей эпохи. Итак, облачившись в вечерние наряды, идем в ресторан.

Первый вагон — ресторан №4110 «Etoile du Nord» был построен в 1927 году в Англии. Вагон украшен панно с маркетри в виде вазы с цветами. Тонкая изящная работа Альберта Дюнна. Когда «Etoile du Nord» был выкуплен VSOE, вагон и в частности маркетри сильно нуждались в реставрации. К счастью, был еще жив Роберт Дюнн. Он осуществил реставрацию маркетри, нашел в архивах своего отца оригинальные рисунки и подобрал точно подходящий шпон, с которым работал его отец в 20-е годы. Лепестки цветов были выпол нены из различных пород дерева.

Здесь использовалась сердцевина сикаморы, орех, светлый бразильский махагон, ramie — китайская крапива, падук африканский, который по цвету может быть от кроваво-красного до темно- коричневого с красными штрихами. Падук хорошо поддается механической обработке и полируется, а после высушивания не коробится. Некоторые кусочки шпона с помощью горячего песка тонировали, придавая им различные оттенки, а так же, чтобы уйти от плоскостного изображения. Одну панель в этом вагоне пришлось полностью сделать заново, однако сейчас даже трудно сказать какую, так искусно она воссоздана.

Что касается полировки панелей маркетри вагонов VSOE, она делалась на фабрике в Ланкастере в Англии специальными мастерами. Также панели покрывали пятью слоями специального современного противопожарного шеллака. Два других вагона — ресторана не оформлены в технике маркетри, но обойти их вниманием никак нельзя.

Второй вагон — ресторан №4095 построен в 1927 году в Бирмингеме и входил в состав различных поездов. Первоначально это был кухонный вагон, то есть с отдельной кухней, двумя купе-салонами и одним простым купе. Его интерьер напоминал интерьер предыдущего вагона — ресторана, но с менее выразительным маркетри. Когда его выкупила компания VSOE, интерьер был заменен. Вагон украсили расписанные черные лаковые панели в стиле шануазри, найденные в Мадриде Джеймсом Шервудом, владельцем VSOE. Эти панели, которые сейчас определяют интерьер китайского вагона, были из другого вагона — ресторана, сделанного во Франции.

Наконец, третий вагон — ресторан №4141, построенный в 1929 году, декорирован Рене Лаликом, удивительным мастером, у которого чудесным образом сочетался талант художника и предпринимателя. Он начинал как ювелир, потом стал мастером по стеклу, основал завод по изготовлению художественного стекла, делая различные эксперименты с ним. Его работы отличаются необыкновенной чувственностью. Создавая флаконы для духов, он возвел их в ранг произведений искусства. Он чутко реагировал на новые веяния времени и внимательно следил за техническим прогрессом. Рене Лалик изготовлял осветительные приборы для морских лайнеров, украшал интерьеры знаменитых Кутюрье, делал витражи для церкви, производил радиаторные заглушки для автомобилей. В 1925 году он участвовал в Международной выставке декоративного искусства в Париже, создавал фонтаны из стекла на улицах города. Жордж Нагельмакерс пригласил Рене Лалика украсить вагоны Восточного Экспресса. По всему поезду были установлены светильники «Тюльпан» по проекту Рене Лалика, где он использовал матовое стекло с перламутровой основой. Вагон — ресторан №4141 он украсил стеклянными панелями «Вакханки», встроенными в махагон вагона. В голубоватом светонепроницаемом стекле отчетливо видны обнаженные, как бы танцующие, человеческие фигуры с гроздьями винограда. Интерьер этого вагона — ресторана есть классический пример стиля ар-деко. В 1981 году на момент приобретения вагона — ресторана компанией VSOE вагон сильно нуждался в реставрации, для чего из него были вынуты панели Лалика. Но буквально за шесть недель до провозглашения начала деятельности VSOE в мае 1982 года половина панелей были украдены из хранилища, поэтому первый год вагон  — ресторан был только наполовину украшен прекрасными вакханками. Недостающие панели впоследствии были воссозданы, но где находятся подлинники — не известно. Может быть, они украшают чей-то особняк или хранятся в частной коллекции? Время покажет и, однажды, надеюсь, они появятся на антикварном рынке.

Итак, мы ознакомились с искусством маркетри спальных вагонов и вагона ресторана №4110, а также оформлением интерьеров вагона — бара и вагонов – ресторанов №4141 и №4095. В вагонах поезда, украшенных разнообразными, яркими работами лучших мастеров своего дела, незаметно прошло и наше путешествие. Мы покидаем уютные купе Ориент Экспресс, но, несомненно, еще долго новых пассажиров будет радовать и восхищать мастерство и изысканный вкус художников, высочайший профессионализм, базирующийся на таланте и любви к своему делу, словом настоящее искусство с каким выполнены интерьеры легендарного поезда.