Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

10 самых известных американских художников русского происхождения


В искусстве США немаловажную роль сыграли представители так называемой белой Эмиграции из Российской Империи, а также те, кто эмигрировал еще до Первой Мировой. К самой России данные художники имеют уже мало отношения, но в полной мере могут считаться американскими художниками, но с российскими корнями.

гаспар

Марк Ротко (Маркус Роткович) – родился в городе Двинске в 1903 году (ныне это город Даугавпилс, Литва), умер в 1970 в Нью-Йорке. Живописец, художник монументально-декоративного искусства, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветного поля, педагог.

Из Российской Империи эмигрировал в 1913 году в Нью-Йорк, американское гражданство получил в 1942. Под псевдонимом Марк Ротко он начал работать лишь с  1940 года. Наиболее прославился, работая в стиле абстрактного экспрессионизма в 1950-60 годы. На сегодняшний день самый дорогой художник с российского происхождения. Его работы измеряются 7-значными долларовыми суммами.

Марк Ротко (Маркус Роткович)

Фешин Николай Иванович – родился в Казани в 1881 году, умер в 1955 году в Санта-Монике, штат Калифорния.  Живописец, скульптор, резчик по дереву, педагог.

Из Российской Империи эмигрировал в 1923 году в Нью-Йорк, большую часть жизни провел в  Санта-Монике (штат Калифорния).  Американское гражданство получил в 1931 году.  Наибольшей известности добился как портретист, его персональные выставки проходили на всем пространстве США от Нью-Йорка до  Лос-Анджелеса и Санта-Фе. Многие произведения отмечены призами и премиями.

Фешин Николай Иванович

Архипенко Александр Порфирьевич – родился в Киеве в 1887 году (ныне Украина), умер в 1964 году в Нью-Йорке. Живописец, скульптор, график, педагог.

Из Российской империи эмигрировал в 1908 году в Париж. Участвовал в Парижских салонах: Независимых (1910-1914, 1920) и Осеннем (1911-1913, 1919), в выставках группы «Золотое Сечение» (1912-1914, 1920). Получил признание, как основоположник художественного авангарда. Разрабатывал направление «скульптуро-живописи» – комбинации трехмерной скульптуры с раскраской, цветным плоским фоном или обрамлением. В 1923 году переезжает в Нью-Йорк, разрабатывает и патентует «архипентуру» — создание иллюзии движения нарисованных объектов с заданными быстротой и ритмом. Американское гражданство получает в 1929.  В 1940 –е создает «светомодуляторы» — полупрозрачные плексигласовые скульптуры, освещаемые изнутри. За сорок лет в США провел более ста выставок. Удостоен многочисленных престижных европейских и американских наград и званий.  В мировой истории искусств по значению его имя не уступает таким скульпторам как Джакометти и Бранкузи.

Архипенко Александр Порфирьевич

Бурлюк Давид Давидович – родился в 1882 году в хуторе Семиротовщина Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Украина), умер в 1967 в Саутхемптоне, Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк. Живописец, график, иллюстратор книг, поэт, автор манифестов и критических статей.

Из Российской Империи эмигрировал в 1922 году в Нью-Йорк. До этого уже был известен как лидер литературно-художественного авангарда, основатель первого объединения футуристов «будетляне». Американское гражданство получил в 1930. В течении жизни провел многие десятки выставок в США и Европе, основал собственное издательство «М.Н. Бурлюк», выпускавшее книги прозы, стихов, публицистики и мемуаров.  Издавал журнал “Color and Rhythm”, в котором публиковал автобиографические материалы и дневники.

Бурлюк Давид Давидович

Циковский Николай Сергеевич – родился в 1894 году в Пинске (ныне Бералусь), умер  в 1987 году в Вашингтоне, округ Колумбия. Живописец, художник монументально-декоративного искусства, гравер, педагог.

Из СССР эмигрировал в 1923 году в Нью-Йорк. С 1930 активно выставлялся в галереях Нью-Йорка и Чикаго. Писал  сцены из жизни портовых рабочих, портреты, натюрморты, пейзажи, занимался литографией. В 1936 – 1937 годах выполнил стенные панно для МВД в Вашингтоне и почтамптов в Таусоне и Сильер Спринге (штат Мэриленд). В 1950-е входил вместе с Бюрлюком и братьями Сойер в группу «Хэмптон-Бейз». Проводил персональные выставки в многочисленных Нью-Йорских галереях, преподавал. Удостоен множества почетных наград и званий. Работы в собраниях музеев США.

Циковский Николай Сергеевич

Шаляпин Борис Федорович – родился в 1904 году в Москве, умер  в 1979 году в Нью-Йорке. Живописец, художник театра и кино, график, скульптор, иллюстратор. Старший сын знаменитого певца и балерины.

Эмигрировал из СССР в 1925 году в Париж, где участвовал в выставках, оформлял оперы, создавал эскизы к кинофильмам. Награжден большой золотой медалью Осеннего салона за деревянную скульптуру «Обнаженная» (1934). В 1935 переехал в Нью-Йорк. В период 1938-1970 выполнил множество иллюстраций для журнала “Time”. В 1946 году подарил московскому музею Музыкальной культуры им. Глинки свой «Портрет С.В. Рахманинова за фортепиано». Многократно проводил персональные выставки по всей Америке и Европе, в том числе в 1968 состоялась его персональная выставка в СССР в московском доме дружбы. Работы находятся в музеях США и многих других собраниях.

Шаляпин Борис Федорович

Шан Бен (Бенджамин) – родился в 1898 году в  Каунасе (ныне Литва), умер 1969 году в Нью-Йорке. Живописец, литограф, общественный деятель, педагог.

Из Российской Империи эмигрировал в 1906 году. В 1930 – первая персональная выставка в Нью-Йорке. В 1935-1938 ассистировал Диего Ривере в создании фрески «Рокфеллеровский центр». По версии журнала «Взгляд» (1948) – один из десяти лучших американских художников. Персональные выставки в США и Европе. В 1954 году участвовал в Венецианской Биеннале. Удостоин престижных званий и наград. Работы в ведущих Американских музеях.

Шан Бен

Борис Израилевич Анисфельд (Бер Срулевич) – родился в 1878 (1879) в село Бельцы Бессарабской губернии (ныне республика Молдова), умер в 1973 году в Уотерфорде штат Коннектикут. Живописец, график, художник театра, педагог.

Из Российской Империи эмигрировал в 1918 году. Уже до этого с 1903 участник выставок, в том числе международных – осенний салон (с 1906), союз русских художников (1906-1910), «Мир искусства»  (1911-1917, 1921). Рисовал для журналов «Жупел», «Адская почта» (1905-1906), «Сатирикон» (1908) и др. Оформлял спектакли театра Комиссаржевской (1907), Мариинского театра (1912), «Метрополитен-опера» (1919-1920, 1922-1924), Сивик-Опера Компании в Чикаго. Сотрудничал с антрепризой Дягилева (с 1908 – художник-исполнитель, в 1911 – художник-постановщик спектаклей «Русских сезонов») и многие другие. В США отправился в 1917 года через Дальний Восток, Японию и Канаду. Основался в Нью-Йорке, где сразу устроил персональную выставку из 200 работ привезенных из России, в дальнейшем объехал с ней всю Америку, что принесло ему американскую известность. Участвовал в многочисленных групповых выставках, в том числе в Европе. Работы находятся в музеях США и других стран, в том числе в Русском музее в России.

Борис Израилевич Анисфельд

Симха Файбусович Симхович (Симка Симкович) – родился в 1885 году в городе Новозыбков Брянского уезда Орловской губернии, умер в 1949 в Гринвиче, штат Коннектикут. Живописец, график, педагог.

Из СССР эмигрировал в 1924 в Нью-Йорк. Провел персональные выставки в Нью-Йорке (1927-1929, 1931, 1940) Участник выставок в музеях Метрополитен, Карнеги, художественном институте Чикаго и т.д. Писал натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, портреты, декоративные панно, картины на темы цирка, русские мотивы.

Симха Файбусович Симхович

Бен-Зион (Бен-Зион Вайнман) родился в 1897 году в село Старо-Константиновка Волынской губернии (ныне Украина), умер в 1987 году в Нью-Йорке. Живописец, скульптор, поэт, педагог.

Из Российской Империи эмигрировал в Польшу, а затем в 1920 году приехал в Нью-Йорк. Вместе с Ротко, Сольманом, Готлибом и другими входил в группу художников-модернистов «Десять». Центральное место в творчестве портреты евреев и картины на библейские сюжеты. В довоенные годы писал стихи на идише, но потрясенный масштабами Холокоста сочинять больше не мог. Работы в собрании музея Метрополитен, МОМА, художественного института Чикаго и многих других

Бен-Зион

Горки Арчил (Адоян Возданинг-Мануок, Манук) – родился  в 1904 году в Хоркоме, провинция Ван, Турция, умер в 1948 году в городе Шерман, штат Коннектикут. Живописец, педагог.

В США эмимгрировал в 1920 году из аннексированной части Армении — турецкой провинции Ван. Взял себе псевдоним, объединивший имя древнегреческого героя Ахиллеса и псевдоним писателя Горького. Преподавал в Новой школе дизайна в Бостоне, где его учеником был М. Ротко. Разработал собственную технику (рисунок процарапыванием на  толстом слое высохшей краски, разлитой на холсте), получившую название «живопись действия». Пожар в мастерской (1946), уничтоживший несколько десятков работ, автокатастрофа (1948), в результате которой оказалась искалечена его правая рука, а также семейная драма привели к тому, что он рано ушел из жизни. Работы находятся в собраниях музеев: Метрополитен, Гуггенхайма, МОМА, художественном институте Чикаго и многих других.

Горки Арчил