Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

2-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства 23.09 - 22.10

В Екатеринбурге и ряде других городов Свердловской области с 23 сентября по 22 октября 2012 года пройдет 2-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Об этом объявили директор Государственного центра современного искусства Михаил Мидлин и комиссар биеннале Алиса Прудникова. 

Организаторы:

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)
Государственный центр современного искусства (Уральский филиал ГЦСИ)

Основной проект Биеннале будет представлен, как и два года назад, в здании бывшей типографии «Уральский рабочий». Курирует проект — Ярослава Бубнова, критик, доктор искусствознания, директор и основатель Института современного искусства в Софии, в чьем послужном списке две первые Московские биеннале и четвертая Manifesta. 

Название заявленной темы «Самое себя глаз никогда не видит». Это цитата из стихотворения Иосифа Бродского «Доклад для симпозиума», написанного в 1989 году накануне падения Берлинской стены. «Трактат был написан накануне события, чьи последствия и отголоски мы ощущаем по сей день. Падение Берлинской стены ознаменовало не только конец биполярного мира, но и придало новый импульс развитию нео-капитализма, с его эффектами глобализации, разрушением производств и культурных моделей, движением капитала и людей, конфликтами и многими другими трендами и событиями». 

2-ая Уральская индустриальная биеннале современного искусства отталкивается от идей 1-ой биеннале 2010 года, чьи основные темы затрагивали проблематику индустриального и символического производства, производительного и художественного труда, индустриальности и постиндустриальности в контексте Екатеринбурга и Уральского региона. В отличие от многих мировых художественных проектов, Уральская биеннале осмысляет индустриальность не только как наследие, но и как актуальную практику, в которую вовлечены множество людей и пространств. Уральская биеннале – это индустрия смыслов, которая сосредоточится на исследовании возможностей выхода за пределы противопоставления производства и потребления в художественной, культурной и социальной сферах. В основном проекти примут участие около 35 художников из 20 стран.

В рамках параллельной программы 2-я Уральская индустриальная биенналле современного искусство продолжает опыт консолидации местных культурных институций.Разнообразные события и тематические экспозиции пройдут в музеях, галереях, выставочных залах и библиотеках Екатеринбурга. Проекты, включенные в параллельную программу биеннале, являются независимыми и подготовлены кураторским составом соответствующих институций на основе имеющихся собраний или же работ специально приглашенных художников. Эти проекты разрабатывают тему развития городской среды в индустриальный и постиндустриальный периоды, ее отражения в художественных практиках и судьбах как местных авторов, так и зарубежных художников. Важной составляющей программы станут крупные исследовательские музейно-выставочные проекты, посвященные изучению и открытию для широкой публики коллекций Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Фотографического музея «Дом Метенкова», Библиотеки им. Белинского и других. Всего в параллельной программе принимают участие около 14 институций.

Помимо основной и параллельной программ, заявлена также программа Арт-резиденций, которая знаменует собой масштабный выход биеннале за пределы города Екатеринбурга. Художники приглашены работать над проектами в больших и малых городах Свердловской области, тем самым заявляется особый формат взаимодействия художника и места.

Уникальное индустриальное наследие, ставшее лицом Урала, представлено знаковыми демидовскими городами-заводами: Нижним Тагилом (проект Николаса Фрезера Ground Rules) и Невьянском (проект Андреа Стиудель Channeling the sky). Особые, ностальгические ноты задаются резиденцией, организованной на территории бывшего завода коньков в, некогда уездном, городе Верхотурье. Задуматься о природе действий, заложенных в любом производстве, и в конечном счете, тщете их, заставляет проект Тимофея Ради в Дегтярске. Более оптимистичное, хотя и напряженное настоящее определяет интонацию арт-резиденции, реализуемой на действующем заводе в Первоуральске (ОАО «ПЗГО»). К перспективе глобального международного сотрудничества экономики и искусства обращен российско-американский проект V2V в Верхней Салде (ОЭЗ «Титановая долина»).

Особое место занимает проект молодых художников, работающих в пространстве старейшего екатеринбургского «заводского района»: Уралмаша (проект Матьё Мартэна). Все проекты программы Арт-резиденций будут представлены в Екатеринбурге на специальной итоговой выставке.

Новости биеннале на http://www.uralbiennale.ru/.