С 4 июня по 27 ноября 2011 года в Венеции пройдет 54 Венецианская Биеннале — ведущее событие на мировой арт сцене. Венецианская Биеннале старейшая в мире, ее история длится с 1895 года. Участие в ней для художника схоже с участием в Олимпийских Играх для спортсмена. Попадание в зону влияния кураторов и галеристов Венецианской биеннале становится трамплином к признанию критики и востребованности коллекционерами. Вновь переизбранный директор биеннале Паоло Баратта сравнивает ее с ветряной машиной, «дважды в год продувающей лес, освобождающей от старой листвы скрытые смыслы, дающей силы и свет для только появляющихся побегов, по-новому указывающей на уже крепкие могучие стволы и их ответвления». «Биеннале — говорит он – это место величайшего паломничества, в котором работы художников, кураторов и голоса публики встречаются, дабы обсудить личный опыт и совместное будущее».
Аня Желудь: «Я немного стесняюсь, что участвовала в Венецианской биеннале». Читать далее.
Куратором основного павильона в этом году назначена Биче Куригер (Bice Curiger). Основная тема биеннале звучит, как «Озарения» (ILLUMInations). Паоло Баратта так откомментировал это название: «Сегодня, когда прошло уже достаточно времени с тех пор, когда основной акцент в позиционировании искусства делался на его провокационности как неискусства, мы ищем новые пути диалога между произведением искусства и нашим видением и мышлением, нам хочется понимать и чувствовать нечто большее, что искусство может щедро предложить, нашептать нам. Мы, как посетители, как любители искусства, как личности и как члены общества, жаждем озарений. Так пусть мы встретим озарение!» Возможно, поэтому в поисках озарения орагнизаторы решили вспомнить истоки, включив в основной проект биеннале произведения таких классиков как Тинторенто. Написание слова ILLUMInations также обыгрывает два смысла — озарения и нации, намекая на глобальное влияние биеннале.
Единственной россиянкой приглашенной для участия в основном проекте стала молодой художник Анна Титова. Работы Анны — это объекты и инсталляции. Свой выбор куратор объяснила так: «она соотносит все, что делает, с традицией, в которой воспитывалась, с наследием СССР и утопиями футуризма. Мне кажется, это очень интересно».
Несмотря на то, что за последние годы количество конкурентов Венецианской биеннале все растет, а многие критикуют ее за все больший крен от самого искусства в сторону коммерции и прибылей, от года в год биеннале становится все популярнее. Если в 1999 году среди участников фигурировало 61 государство, то сейчас их уже 89. Среди главных новичков – Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. В этом году на Биеннале появятся павильоны Ирака, Индии, Конго, Гаити. Россия принимает участие в биеннале с 1914 года. В разные годы на Венецианскую биеннале отправлялись Дубосарский Виноградов, Павел Пепперштейн, Ирина Корина, Сергей Шеховцов, Аня Жёлудь, Елена Елагина и другие.В этом году российский павильон представляет проект «Пустые зоны» родоначальника московского концептуализма Андрея Монастырского и арт-группы «Коллективные действия». Куратором назначен Борис Гройс. Заявленный бюджет российского павильона выделенный министерством культуры составил 10 млн. рублей
Биеннале также включает многочисленные образовательные программы и выставочные проекты, разбросанные по всей Венеции и превращающие ее на ближайшие 6 месяцев в центр мировой культуры и искусства. Одной из таких «параллельных программ» станет организованная Петербургским Эрмитажем выставка недавно умершего художника Дмитрия Пригова, одного из основоположников московского концептуализма, поэта, литератора. Выставка графических работ, видеоперфомансов и воссозданных по эскизам инсталляций будет демонстрироваться в Университете Ка Фоскари в рамках года России в Италии.