Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Книжная иллюстрация


Для каждого человека, приобщившегося к художественной литературе, образы и герои иллюстрированных книг часто сливаются с теми изображениями, которые даются в сопровождающих текст рисунках. Книжная иллюстрация, как вид графического искусства, имеет свои особенности.

книжная иллюстрация

Книжная иллюстрация — самостоятельный вид графического искусства. История искусства знает имена выдающихся графиков-иллюстраторов. С иллюстрациями Владимира Фаворского связываются образы “Маленьких трагедий Пушкина”, так и “видишь” толстовского Хаджи Мурата в листах Евгения Лансере, пушкинского медного всадника в иллюстрациях Александра Бенуа, чеховские образы в акварелях Давида Дубинского. 

книжная иллюстрация
Е. Лансере ил. к повести «Хаджи Мурат»

Уже с начала XIX века русские графики постоянно занимались книжной иллюстрацией, обнаруживая качества проницательных и смелых интерпретаторов, дающих свое изобразительное толкование произведениям литературы. 

Книжная иллюстрация, как вид графического искусства, имеет свои особенности. В задачи иллюстратора входит не только создание листов, сопровождающих текст, но и оформление книги в целом. Обложка, суперобложка, заставки и концовки, стиль графического оформления заглавных букв — все зрительные элементы в книге подчиняются той творческой интерпретации, в какой ее текст подается художником. Они составляют единство. 

Для художника-иллюстратора важно обладать чувством эпохи, в которую была создана книга, знать культуру, породившую ее. Художник должен не только стать самым чутким и мыслящим читателем иллюстрируемого произведения, — он должен взглянуть на него глазами творца. Но творческое прочтение произведения художественной литературы иллюстраторами разное. 

Некоторые графики стремятся помочь читателю понять содержание книги в соответствии с замыслом писателя. Красота образов, самый дух художественного произведения, характер таланта писателям раскрываются этими иллюстраторами, и их создания как бы сливаются с литературным текстом. 

Таковы акварели Д. Дубинского к чеховскому “Дому с мезонином”. В этих прозрачных, легко исполненных листах есть главное — настроение новеллы Чехова, первого поэта в русской прозе, как его называл Лев Толстой.

книжная иллюстрация
Ил. к повести Чехова «Дом с мезонином».

И образы героев, и окружающая их обстановка, и состояние души, охваченной первым большим чувством, были тонко переданы графиком. Он сумел выбрать важнейшие моменты в тексте, отразить в нескольких листах всю суть повествования. Дубинский взглянул на мир и людей глазами Чехова. 

Есть иллюстраторы другого типа. Не строгое следование литературному тексту отличает их. Художников волнуют мысли, навеянные произведением, они развертывают в рисунках образы скорее перед зрителем, чем перед читателем. 

Иллюстрированные тексты такого рода могут жить отдельно от текста как станковые произведения. Текст как будто послужил лишь толчком, а на основе этого импульса художник создал свое собственное, самостоятельное творение. 

Пример таких иллюстраций — листы Бенуа к пушкинскому “Медному всаднику”, акварели и живописные картины Врубеля к лермонтовскому “Демону”. Не вся полнота содержания поэмы Пушкина, но лишь одна ее тема волновала Бенуа толкнула его на создание иллюстраций.

книжная иллюстрация
Ил. к поэме «Медный всадник»

Художник при помощи этого произведения хотел раскрыть те проблемы, которые интересовали его самого и его время. Топот скачущего медного всадника, зловещие тела, холодные бездушные ночные мостовые, скорченная фигурка несчастного Евгения, — если есть в пушкинском творении нечто страшное, то именно это стало объектом иллюстраций Бенуа.

книжная иллюстрация

Великолепный пример создания зрительного эквивалента литературного памятника — иллюстрации советского художника Бориса Ивановича Пророкова к стихам Маяковского об Америке. Они не только раскрывают в обобщенной зрительной форме смысл стихов поэта.

Леонид Тишков: Иллюстрация была для меня способом заработать на жизнь, ей я занимался в середине 80-х годов будучи карикатуристом, а карикатура – обособленное искусство, самостоятельное, очень редкое и глубоко личное. Читать далее.