Книжная иллюстрация — самостоятельный вид графического искусства. История искусства знает имена выдающихся графиков-иллюстраторов. С иллюстрациями Владимира Фаворского связываются образы “Маленьких трагедий Пушкина”, так и “видишь” толстовского Хаджи Мурата в листах Евгения Лансере, пушкинского медного всадника в иллюстрациях Александра Бенуа, чеховские образы в акварелях Давида Дубинского.
Уже с начала XIX века русские графики постоянно занимались книжной иллюстрацией, обнаруживая качества проницательных и смелых интерпретаторов, дающих свое изобразительное толкование произведениям литературы.
Книжная иллюстрация, как вид графического искусства, имеет свои особенности. В задачи иллюстратора входит не только создание листов, сопровождающих текст, но и оформление книги в целом. Обложка, суперобложка, заставки и концовки, стиль графического оформления заглавных букв — все зрительные элементы в книге подчиняются той творческой интерпретации, в какой ее текст подается художником. Они составляют единство.
Для художника-иллюстратора важно обладать чувством эпохи, в которую была создана книга, знать культуру, породившую ее. Художник должен не только стать самым чутким и мыслящим читателем иллюстрируемого произведения, — он должен взглянуть на него глазами творца. Но творческое прочтение произведения художественной литературы иллюстраторами разное.
Некоторые графики стремятся помочь читателю понять содержание книги в соответствии с замыслом писателя. Красота образов, самый дух художественного произведения, характер таланта писателям раскрываются этими иллюстраторами, и их создания как бы сливаются с литературным текстом.
Таковы акварели Д. Дубинского к чеховскому “Дому с мезонином”. В этих прозрачных, легко исполненных листах есть главное — настроение новеллы Чехова, первого поэта в русской прозе, как его называл Лев Толстой.
И образы героев, и окружающая их обстановка, и состояние души, охваченной первым большим чувством, были тонко переданы графиком. Он сумел выбрать важнейшие моменты в тексте, отразить в нескольких листах всю суть повествования. Дубинский взглянул на мир и людей глазами Чехова.
Есть иллюстраторы другого типа. Не строгое следование литературному тексту отличает их. Художников волнуют мысли, навеянные произведением, они развертывают в рисунках образы скорее перед зрителем, чем перед читателем.
Иллюстрированные тексты такого рода могут жить отдельно от текста как станковые произведения. Текст как будто послужил лишь толчком, а на основе этого импульса художник создал свое собственное, самостоятельное творение.
Пример таких иллюстраций — листы Бенуа к пушкинскому “Медному всаднику”, акварели и живописные картины Врубеля к лермонтовскому “Демону”. Не вся полнота содержания поэмы Пушкина, но лишь одна ее тема волновала Бенуа толкнула его на создание иллюстраций.
Художник при помощи этого произведения хотел раскрыть те проблемы, которые интересовали его самого и его время. Топот скачущего медного всадника, зловещие тела, холодные бездушные ночные мостовые, скорченная фигурка несчастного Евгения, — если есть в пушкинском творении нечто страшное, то именно это стало объектом иллюстраций Бенуа.
Великолепный пример создания зрительного эквивалента литературного памятника — иллюстрации советского художника Бориса Ивановича Пророкова к стихам Маяковского об Америке. Они не только раскрывают в обобщенной зрительной форме смысл стихов поэта.
Леонид Тишков: Иллюстрация была для меня способом заработать на жизнь, ей я занимался в середине 80-х годов будучи карикатуристом, а карикатура – обособленное искусство, самостоятельное, очень редкое и глубоко личное. Читать далее.